Анна Яблонская, г. Одесса,

laylay@mail.ru

 

ПИСЬМО В ЗООПАРК

пьеса на вольную тему

 

Действующие лица:

 

Директор Зоопарка

Почтальон

Дворник

Шаман

Девушка

Хорхе

Марихуана

Волк

Летучая Мышь

Лань

Леопард

Большой Желтый Тигр

Рысь

другие звери, люди и голоса.

 

АКТ 1

 

Кабинет, напоминающий клетку. Фрагменты прутьев у края сцены. Табличка, обращенная к зрителям «Директор Зоопарка» ничем не отличается от табличек на клетках животных. Такие таблички разбросаны по всему кабинету: «Кабан», «Канарейка», «Бобр», «Лошадь Пржевальского», «Верблюд», «Кобра» и др.

В центре – стол и крутящийся стул. На стуле, спиной к зрителям сидит директор. Перед ним на столе стоит телефон, картонная коробка и макет из папье-маше: дом с бассейном, сад, парковка и пластмассовый человечек.

В глубине сцены –  высокая полка, а на ней (почти под потолком) - огромный телевизор (2м на 1,5м).

Со стороны левой кулисы – входная дверь. Справа – умывальник.

Директор занят разглядыванием макета. Он любовно поглаживает его. Переставляет игрушечного человечка – жителя этого рая из папье-маше - то на край бассейна, то на балкон, то к парадному входу.

Где-то недалеко слышны волчий вой и крик попугая, львиный рык и блеянье коз. Директор достает из коробки вату и запихивает ее себе в уши. Внезапно звонит телефон. Директор нехотя выковыривает вату из одного уха и приставляет к уху трубку.

ДИРЕКТОР. Ало. Да. Что ты хочешь? С чем? Родился? Кто? Как… Подожди. У тебя родился? У меня? У нас?! Помесь тигра и рыси? Но… (кричит) Что за бред? Вы посадили их на зиму в одну клетку?! Холодно?! Не топят? А у тебя дома топят? Вот и зимуй у тигра в клетке! Посмотрим, кто кого родит! От удумали сволочи! Это ж надо! Чтобы тигр с рысью! Кричу? Я еще не кричу! Радоваться? Сенсация? Чем ты эту сенсацию кормить будешь, идиот?! Что-о? Позвать журналистов? Ты только попробуй кому-нибудь сказать – вышвырну вон! Ты меня понял?! Я тебе устрою пресс-конференцию! Будешь всю жизнь дерьмо за бегемотами выгребать. Пикни! Натравить журналистов на мой зоопарк! Эти суки уже снимали репортаж о новорожденном волчонке! Мол, невероятно, такое чудо в таких условиях: холод, вонь, антисанитария и вдруг - чудо рождения… Суки! И  началось: санэпидемстанция, налоговая, Гринпис! Я тебе покажу сенсацию. Спрячь этого урода куда подальше и никому не показывай! Я что-нибудь придумаю.

 

С шумом бросает трубку. Расстегивает воротник, ослабляет галстук, вертится на стуле, вскакивает, бежит по кабинету, снова садится.

 

ДИРЕКТОР. Детеныш рыси и тигра! Господи. Что же делать? Пристрелить?!

 

Директор в отчаянье хватает пульт от телевизора и жмет на кнопку.

В квадрате телевизора загорается свет. Внутри ящика появляются два актера из бразильского телесериала: Хорхе и Марихуана. Звучит слащавая музыкальная перебивка, женский голос с придыханием объявляет: «Страсть в початках кукурузы. 261 серия». Директор достает из стола бутылку портвейна и стакан.

 

МАРИХУАННА. Хорхе, я беременна.

ХОРХЕ. О, Боже! От кого, Марихуана?

МАРИХУАННА. Прикоснись к моему животу.

 

Хорхе касается живота Марихуаны, прислушивается.

 

ХОРХЕ. О, Господи!! Боже!!! Он молчит.

МАРИХУАННА. А разве ты сам не догадываешься, кто его отец, Хорхе?

ХОРХЕ. Неужели Пабло?

МАРИХУАННА. Пабло убили в Персидском заливе 15 лет назад.

ХОРХЕ. Да? Я не знал. Я вроде видел его недавно на базаре. Он торговал кукурузой.

МАРИХУАННА. Это брат-близнец Пабло. Их разлучили еще в детстве…

ХОРХЕ. Но если не Пабло, то кто?! Неужели Хулио?

МАРИХУАННА. Нет, Хорхе, это не Хулио.

ХОРХЕ. Но кто, Марихуана? Кроме Пабло и Хулио в нашей деревне больше нет мужчин. Только жестокий плантатор дон Педро, но ему уже за восемьдесят, я думал…

МАРИХУАННА. О, дон Педро таит в своем дряхлом теле еще немало сюрпризов, поверь мне, Хорхе…. Но не он отец моего ребенка. Отец моего ребенка… (тревожная барабанная дробь, пронзительная музыка)…ты, Хорхе!

ХОРХЕ. Я?! Но… Мы же никогда не делали этого!

МАРИХУАННА. Делали! Но ты тогда был в коме и ничего не помнишь…

ХОРХЕ. В коме? Разве я был в коме?!

МАРИХУАННА. Да, а потом потерял память…Но это еще не все, Хорхе. Я не просто жду ребенка.

ХОРХЕ. Не просто? Как непросто, Марихуана?

МАРИХУАННА. Наш ребенок будет не простым ребенком!

ХОРХЕ. А каким?

МАРИХУАННА. Я согласились на эксперимент дона Антонио – профессора генной инженерии из Рио. Он вживил нашему сыну ДНК дельфина…

 

Стук в дверь. Директор выключает телевизор. Свет в пространстве экрана гаснет. Хорхе и Марихуана исчезают. В кабинет директора входит Почтальон.

 

ПОЧТАЛЬОН. Опять письмо от нашего сумасшедшего.

 

Почтальон берет стул и садится рядом с директором. Вожделенно смотрит на портвейн. Директор достает второй стакан.

ДИРЕКТОР. (нервно) Кому на этот раз?

 

Почтальон вынимает из сумки длинный белый конверт

 

ПОЧТАЛЬОН. На этот раз…(читает с конверта) еноту, волку, фламинго, крысе, пуме, утконосу, сове, мартышке, рыси…

ДИРЕКТОР. (нервно) И рыси?

ПОЧТАЛЬОН. Да, и косуле, а еще уткам…

ДИРЕКТОР. (задумчиво) Рысь сегодня не сможет…

ПОЧТАЛЬОН (хохочет) И как всегда с пометкой «доставить лично в лапы», то есть «в клетки»… Причем марка с изображением Мадонны Бенуа Рафаэля… Эстет!

ДИРЕКТОР. (берет конверт, чтобы открыть его) Ну, посмотрим, что сегодня пишет этот зоофил…

ПОЧТАЛЬОН. А может быть сначала…(любовно кивает на бутылку)

 

Директор наливает портвейн в стаканы.

 

ПОЧТАЛЬОН. Я хотел бы выпить за то, чтобы в жизни каждого мужчины…я имею в виду…ну, вы понимаете…чтобы мы не прятали и не скрывали ту истинно благородную суть, трогательный порыв, когда мужчина хочет видеть в ближнем …мужчине не только друга, брата, соратника и даже…я не побоюсь…нежного…

ДИРЕКТОР. Я боюсь …

ПОЧТАЛЬОН. Все мы уважаем древних греков. Они создали великую цивилизацию. Высочайший уровень культуры, Колизей и прочее…Философия, математика, поэзия, ораторское искусство, война, демократия, олимпийские игры… А почему, почему, спросите вы меня?

ДИРЕКТОР. Я полагаю…

ПОЧТАЛЬОН. Нечего и полагать! все элементарно! Они были настоящими мужчинами и любили…не боялись любить. Любовь. Друг друга. Я  бы выпил. За любовь. И за то, чтобы не бояться. Любить.

 

Они чокаются и пьют.

 

ПОЧТАЛЬОН (придвигаясь к директору с каждым новым именем) Архимед, Сократ, Пифагор, Эдип, Диоген, Цезарь…

ДИРЕКТОР.(мягко отодвигаясь) Цезарь был римлянин. Он любил Клеопатру… А Эдип он, простите, вообще…

ПОЧТАЛЬОН. Не доказано, не доказано...

 

Внезапно почтальон  вскакивает, становится на колени перед директором и кладет голову на колени директору.

 

ПОЧТАЛЬОН. Как хорошо… Ваши брюки пахнут силой, настоящей силой, прямо-таки звериной, медвежьей силой…

ДИРЕКТОР. Да, я сегодня был в клетке у медведя… Бурого… Посетители говорят, что он стал очень тощим… Я лично проверил и убедился, что это не так. Зверь вообще должен быть поджарым, бегать по лесу, собирать ягоды… Я хочу, чтобы в нашем зоопарке животные максимально походили на своих братьев в дикой природе…

 

Почтальон трется щекой о колени директора.

 

ПОЧТАЛЬОН. (томительно-нежно) М-м-медве-едь…

Не в силах больше терпеть, почтальон крепко обнимает директора, прижимает его к сердцу, гладит трепещущими руками директорские плечи и голову. Директор укоризненно, мягко, не без некоторой нежности отстраняет почтальона.

 

ДИРЕКТОР. Давайте лучше прочтем, что пишет этот звероманьяк…

 

Директор распечатывает конверт.

 

ДИРЕКТОР. О, да здесь стихи.

 

Читает громко с пафосом, но к середине стихотворения пафос исчезает – в голосе появляется недоумение и тревога.

 

Дорогие Еноты, Волки, Фламинго, Крысы,

Пумы, Утконосы, Совы, Мартышки, Рыси,

Косули, я приветствую вас, хоть и не в силах всех перечислить.

Дорогие звери! Простите за эти обвислые

По краям строчки, словно сухие ветки -

Письма. Я сбился со счета. Я знаю, что в ваши клетки

И это посланье почтальон  не доставит, не смотря на марки

С изображением Божьей Матери.

Он опять принесет конверт директору зоопарка,

Не преминув заметить, что зверушек терроризирует какой-то фанатик,

Который считает, что, мол, животные  – не экспонаты,

А почти что люди (может быть - даже выше),

Что они способны прочесть то, что он напишет

И, возможно, даже ответить.

 

Почтальон хохотнет, толкнув директора –

директор разольет портвейн

На конверт. Они обнимутся, изображая два однонаправленных вектора

Директор возьмет портфель

И спеша к жене (на свиные ребра с блинами)

Пройдет мимо клетки с дикими кабанами,

У которых тоже из-под кожи выпирают ребра:

Бюджет на кормежку – все, что положено кабанам и кобрам

ежедневно – положено в карман директору. Рацион урезан.

Директор строит дом. Требуется много железа,

Кирпича, цемента. Кстати, в прихожей будет аквариум, а в нем - пираньи

Рыбки никогда директора не раздражали и не ранили,

в отличие от всех остальных.

 

Директор весь красный, задыхаясь от возмущения, прекращает читать. Почтальон отбирает у него письмо и продолжает.

 

Да, и почтальон тоже возьмет сумку

И пройдет мимо прудика с грустными серыми утками,

Которые уже отчаялись дождаться от меня письма

Звери, простите нас, мы, похоже, сошли с ума!

Когда-нибудь все изменится. Дилемма,

Возникшая между прутьями клетки,

Рухнет, как рухнут и сами прутья

И вы вдохнете радостно, полной грудью

Густого воздуха. И на вопрос «Где мы?

Кто мы?»

Я отвечу: «ВЫ ДОМА»,

Я отвечу, находясь в небе,

под защитой своего Тотема.

 

Директор выдирает письмо из рук почтальона.

 

ДИРЕКТОР. Уйдите! Мне нужно побыть одному…

ПОЧТАЛЬОН. Но позволь мне хотя бы…как друга…хотя бы поцеловать… поцеловать…

ДИРЕКТОР. (злобно хрипит) У-уйдии!

 

Почтальон уходит, обиженно надув губки.

 

ДИРЕКТОР. Предатели. Везде предатели и сексоты! Откуда он знает о доме? Об аквариуме? О блинах и свиных ребрах?! Пишет кто-то из своих… Ничего! я им устрою литературный кружок!

 

Директор бросается к столу, хватает макет дома и начинает носиться по кабинету, в поисках укромного уголка, куда его можно было бы спрятать. Макет никуда не вмещается. Наконец, директор становится на стул и начинает запихивать макет на верхнюю  полку – за телевизор.

В это время в кабинет входит человек в темном плаще до колен и в вязаной шерстяной шапке, весь  в пуху, в перьях. Это – Шаман. У него на шее большой синий круг с дырой по центру. Круг красивый, он  разрисован  блеклыми красками, странный  орнамент. Шаман бесшумно, очень спокойно входит в кабинет, садится на стул, нюхает портвейн, улыбается.

В это время директор, наконец, спрятавший макет дома за телевизор, оборачивается.

ДИРЕКТОР. Кто вы?

 

От испуга и неожиданности, директор теряет  равновесие, падает со стула и грохается на пол. Слышен хруст. Директор стонет. Шаман подходит к нему, наклоняется.

 

ДИРЕКТОР (стонет) Отойдите! Отойдите! Я позову охрану! Это вы? Это вы, да?

ШАМАН. У вас перелом правой ноги. В нехорошем месте. И со смещением.

ДИРЕКТОР. Не трогайте меня! Кто вы такой?

ШАМАН. (изучая ногу директора) И нужно доламывать, чтобы кость срослась правильно.

ДИРЕКТОР.(ему очень больно) Доламывать?! кто вы?!! Дайте мне телефон! Отойдите! Пошел вон! Мне больно!

Шаман, не обращает внимания на причитания директора. Легко, как щенка, он поднимает его и переносит на стол, предварительно смахнув телефон, бумаги, коробку с ватой и др.

Шаман снимает с директора штаны. Тот пытается сопротивляться, но не может  – ему очень больно.

 

ДИРЕКТОР. Вы что извращенец?! Я не позволю! (кричит) Помогите!…

Шаман быстрым и точным прикосновением – кончиками пальцев, словно птичьим клювом, бьет директора по губам. Директор тут же умолкает, словно лишенный языка.

 

ДИРЕКТОР. (еле шевелит губами, очень хрипло и тихо) Кто вы такой?

ШАМАН. Больно не будет. Я сделаю все, чтобы кость срослась уже к утру. Учтите, что врачи из горбольницы будут вас лечить не меньше года, понадобится несколько операций. И каждый раз кость будет срастаться неправильно. Они опять будут ломать. Ломать и ломать. Я помогу вам – вы мне.

ДИРЕКТОР. Но как?

ШАМАН. Довольно просто.

 

Таким же быстрым, но гораздо более сильным движением, шаман наносит удар – слышен характерный хруст. Шаман ломает директору ногу.

 

ДИРЕКТОР. (плачет) О-о-о-о…

ШАМАН. Только не нойте. Вам же совершенно не было больно.

 

Директор приоткрывает один глаз. По его удивленному лицу понятно, что директору, и правда, совсем не больно, но он не хочет этого показывать.

 

ШАМАН. Теперь лежите спокойно. Я займусь приготовлениями. У вас есть какая-нибудь посудина?

ДИРЕКТОР. Там… В тумбе… Под умывальником…Вы наложите мне гипс?

ШАМАН. Обойдемся без гипса. Мое средство гораздо лучше.

ДИРЕКТОР. Средство? Но моя нога…

ШАМАН. К утру будет, как новая…Если, конечно, мы найдем общий язык.

 

Шаман достает из-под умывальника таз из прозрачного пластика, набирает в него воды, ставит таз на стол – рядом с директором. Затем достает из карманов своего плаща разные пузырьки, бутылочки, свертки, коробочки. Словно фокусник, очень красиво и быстро работая руками, он добавляет в таз какие-то капли из пузырьков, щепотки порошка из свертков, толченые травы из спичечных коробков. Вода в тазе меняет цвет – становится сначала желтой, потом голубой, зеленой, красной, синей, терракотовой, вспенивается… На протяжении всего разговора с директором, Шаман продолжает производить манипуляции над тазом.

 

ДИРЕКТОР (белый от страха) Кто вы?

ШАМАН. Я – шаман. Что-нибудь знаете о шаманизме? Наверняка слышали, книжек много об этом  написано, правда, там врут все, но неважно...

ДИРЕКТОР. Вы…экстрасенс?

ШАМАН (смеется) Ну что вы! Я не верю в экстрасенсов. Они же шарлатаны. Однажды я пошел к одному – по объявлению - снять порчу, меня, знаете ли, проклял один шаман из племени Летучей Мыши. Так он, паршивец этот, экстрасенс, все кривлялся, руками размахивал, яйцами жонглировал, рожи корчил – вроде как порчу снимал. А потом говорит, у вас еще, я вижу, печень  больная очень и селезенка шалит, а сердце так вообще – как у раненого кролика… и жить вам ровно год остался, но если мы сойдемся в цене, я вас излечу всего за десять сеансов… А я людей и птиц – особенно - всех насквозь вижу: вижу сердце свое, как солнце – живое, крепкое, и печень, и селезенка.  Ну, и вижу, что порчу он, конечно,  снимать не умеет и с духами, даже самыми низкими – никогда не разговаривал. Не залатал дыру. Только усугубил все, когда руками надо мной размахивал… Пришлось наказать. Вырвал я ему язык. Чтобы не врал. Так что не ходите вы к экстрасенсам, не советую… Что-нибудь слышали о союзнике? Нет? Его еще называют дух, нагваль,  хранитель… Тотем. Священное животное.

 

Директор осеняет себя крестным знамением.

 

ШАМАН. Тотем – это источник силы, хранитель, оберегающий род и каждого человека. Тотем есть у каждого, независимо от того, известно вам об этом или нет. Но дух не станет просто так отдавать свою силу. Разве что в детстве... Союзника нужно приобрести – поймать, купить, привести… Только тогда человек сможет почувствовать связь со своим животным силы, ощутить его могущество, слиться с его свободой. Только тогда можно увидеть недоступный и грозный мир духов…

ДИРЕКТОР. Вы – экстрасенс?

ШАМАН. Сколько раз повторять: я не экстрасенс! Лежите спокойно! Есть несколько способов получить тотем. Животное силы иногда является во сне. Если такое сновидение повторяется трижды – нужно изловчится и поймать зверя. Он станет вашим духом-хранителем. Но такие удачи случаются редко. Чаще приходится прибегать к помощи шамана. Шаман уединяется в пустынных местах, идет к водопаду или на вершину горы и оттуда отправляется в путешествие в мир духов. Там он встречается с хозяином тотемных животных и просит о духе-союзнике для того, кто его послал. Или же шаман, прибегая к помощи своего хранителя, сам ловит тотемное животное и приводит его к своему клиенту.  Теперь понимаете, зачем я здесь?

ДИРЕКТОР. Это вы пишете эти письма, да?

ШАМАН. Письма? К сожалению, я не обучен грамоте. Так вот. О главном. У меня есть клиент, который утратил своего союзника из-за болезни. Тотем был отнят другим человеком. Я взялся помочь. В мире духов я  встретился с хозяином тотемных животных . И в этот раз он не дал мне союзника, а указал на то место, куда я могу прийти и забрать животное. Этим местом был ваш зоопарк. Теперь понятно?

ДИРЕКТОР. Нет.

Шаман спокойно вытирает руки и идет к двери.

ШАМАН. А я думал у вас болит нога… Ну, нет так нет. До свидания.

ДИРЕКТОР. (кричит) Мне понятно! Только я не понимаю, чем я могу помочь?

ШАМАН. Вы просто должны отдать мне то животное, на которое я вам укажу.

ДИРЕКТОР. Отдать? Как отдать?! Эти животные мне не принадлежат. Я директор зоопарка. Я не могу так просто отдать вам животное, они все подотчет…

ШАМАН. И, кроме того, мой клиент очень хорошо платит.

ДИРЕКТОР. Вам?

ШАМАН. Я денег не беру.

ДИРЕКТОР. Но…Значит… Деньги… А кто вам нужен?

ШАМАН. Я узнаю это, когда пойду к ним. Мой союзник укажет.

ДИРЕКТОР. Но, простите, если это будет, к примеру мышь или варан, то есть что-то компактное, небольшое, то я еще как-то смогу скрыть исчезновение… Но отдать медведя или волка … Может быть мы сможем договориться?

ШАМАН. Если мой союзник укажет на мышь, я возьму мышь. Если он укажет на медведя – я заберу медведя.

ДИРЕКТОР. Но как вы его заберете?! Это же не котенок! Его нельзя укра…унести незаметно. Кроме того, нужны специально обученные люди для транспортировки…

ШАМАН. Никто не нужен. Я все сделаю сам.

ДИРЕКТОР. Вы войдете в клетку к медведю?

ШАМАН. У меня несколько союзников. Медведь – один из них. А через своих хранителей я могу говорить с другими животными.

ДИРЕКТОР. То есть…вы можете укротить медведя?!

ШАМАН. Я не циркач, чтобы укрощать. Я – Шаман. Я не могу укротить медведя, я могу стать медведем. Медведь войдет в меня и отдаст мне свою силу…

ДИРЕКТОР. Все-таки, если вы не врете и не сумасшедший, то…кто тогда пишет эти письма?

ШАМАН. Какие письма? О чем они?

ДИРЕКТОР (видимо, вспоминая о доме) Неважно. Что будет с моей ногой?

ШАМАН. Я прочту заклинание – назавтра кость срастется, и вы поведете меня к животным. Согласны? …

ДИРЕКТОР. (после долгого молчания) Да.

ШАМАН. У вас есть чистая простыня?

ДИРЕКТОР. (слишком удивленно) У меня?! Простыня?!  Откуда на работе может быть простыня?!…

ШАМАН. Так есть или нет?

ДИРЕКТОР. (смущенно отвернув голову) Есть. Там, на полочке.

Шаман достает простынь, рвет ее на длинные широкие полосы и опускает их в жидкость в тазу.

 

ШАМАН. Старайтесь не двигаться, когда я буду произносить заклинание и после ритуала – в течение восьми часов…

ДИРЕКТОР. Как не двигаться? Но мне нужно домой! Меня жена ждет, ужин…

ШАМАН. Вам придется остаться здесь и поголодать. После ритуала запрещено принимать пищу.

ДИРЕКТОР. На всю ночь?

ШАМАН. Да, если хотите завтра быть здоровым.

 

Шаман вынимает полосы ткани из таза, выжимает их и начинает туго оборачивать пропитанными жидкостью бинтами ногу директора. Шаман читает заклинание. Свет гаснет. Странные красные вспышки пробегают по сцене, по лицу директора и шамана. Звучит песня…. Шаман раскидывает руки, его  голос меняется, он становится хриплым, как карканье ворона. Призрачный свет дает возможность разглядеть только очертания шамана.

Его руки постепенно обретают форму огромных крыльев. Крылья эти черны и только одно перо в них – белое. Шаман взмахивает крыльями над телом директора. Синий круг на шее шамана загорается ярким неоновым светом.

 

ШАМАН.АшррррррррррАмАшррррррАмАшрррррррАмЭнгуноЭнгеноАшшррАм

АшррррррррррАмАшррррррАмАшрррррррАмЭнгуноЭнгеноАшшррАм

АшррррррррррАмАшррррррАмАшрррррррАмЭнгуноЭнгеноАшшррАм.

 

Вся сцена погружена во тьму. Невидно даже силуэтов. Только ярко-синий круг светится, как птичий глаз. Внезапно светящийся предмет взлетает над телом директора. Описывает над ним несколько кругов, поднимаясь все выше и выше  - под потолок. И, наконец, совершив полный круг по кабинету, вылетает в дверь.

Внезапно в кабинете директора звонит телефон. Он звонит нервно и долго, но никто не берет трубку. Когда телефон умолкает, слышится сиплый храп директора.

Через какое-то время слабый свет загорается в экране телевизора. В светящемся квадрате появляются Хорхе и Марихуана. Они ничего не говорят – только странно покачиваются, прыгают. Внезапно Хорхе высовывает голову из экрана. Он осматривается вокруг, как дикий зверь, хватается руками за полку и вылезает из телевизора. За ним следует Марихуана. Хорхе на четвереньках забирает на телевизор и нащупывает где-то там макет директорского дома. Он бросает его Марихуане, Марихуана ловит и отдает пас обратно Хорхе. Они прыгают с полки на полку, как обезьяны и, наконец, спускаются вниз – к столу, где спит директор. Хорхе и Марихуана забираются под стол и через мгновение вылезают оттуда в масках макак. Макаки танцуют вокруг стола, скачут по столу, перепрыгивают через тело директора, кричат, бросаются макетом. Наконец, макет падает на пол и разбивается. Он разлетается на мелкие куски. Сильный треск и шум. Испуганные макаки спешно покидают кабинет директора.

Свет гаснет.

 

 

АКТ 2

 

Ранее утро. Зоопарк. Ступенчатая многоуровневая сцена напоминает длинную широкую лестницу, уходящую вверх. Конструкция имеет форму конуса. На каждой из ступеней стоят железные клетки разной величины, на клетках таблички: «Волк», «Тигр», «Верблюд», «Кабан», «Белка», «Кобра», «Лань» и другие… Во всех клетках находятся люди – мужчины и женщины в обычной изношенной, кое-где порванной одежде. Одни молча и быстро ходят по своим камерам, другие мечутся и громко кричат, третьи сидят неподвижно, четвертых вовсе не видно – они прячутся в самых дальних углах. Зоопарк наполнен истошными криками животных. Данная ступенчатая конструкция медленно вращается (как стеллаж с открытками) – так, что зрители имеют возможность видеть всех зверей зоопарка. Когда герои останавливаются у той или иной клетки вращение замедляется или прекращается. По ходу действия таблички на клетках меняются, появляются другие, зрители видят новых животных…

Внезапно на вершине лестницы появляется дворник. Он метет тропинку, ведущую между клетками с самой верхней ступени и к подножью. Дворник – еще не старый, но очень печальный человек с печатью страдания на лице. Кроме того, он очень взволнован. Его движения сегодня неловки, метла то и дело выскакивает из рук, ноги подгибаются. Кажется, дворник плачет. Животные глядят на дворника с пониманием, так, как будто все о  нем знают.

 

ДВОРНИК. (говорит с животными) Ну, что горемычные? Тошно еще один день в клетке? Тошно, знаю, как тошно… Вот придет когда-нибудь ваш Спаситель, откроет решетки и отпустит на волю… Кому прутья железные, а кому  собственное тело – клетка... Тут на волю один путь – богу душу… Я даже думал…прости меня Господи… придушить. Взять так подушечку да ночью тихонечко придушить, она бы не почувствовала ничего, ей бы даже больно не было, столько боли вокруг, не могу… Не могу! Рука не подымается… Хоть и знаю, что облегчил…Я и в церкви был, и у бабок, и к целителям, и главное знаю, что обманывают, что врут все и только деньги вытаскивают, но каждый раз такая надежда, как укол в душу, каждый раз думаю: Господи, Господи, ты мой миленький, а вдруг… Вот и сегодня… Что ж это будет! Что ж это будет, грех-то какой… сатана он, а не человек, этот Шаман, только мне все равно… Я и к сатане пойду, душу продам, если дочку спасет…

 

Дворник плачет. Он спускается на самую последнюю ступеньку, подходит к краю сцены. Его плечи сотрясаются от беззвучных рыданий. Он выбрасывает метлу, становится на колени, молитвенно складывает узловатые руки, закрывает глаза, что-то горячо шепчет: то ли молитву, то ли проклятие… Внезапно на верхней ступени слышится голос директора. Дворник приходит в себя, прислушивается, хватает метлу и убегает.

        На самой верхней ступени появляются Директор Зоопарка со связкой ключей и Шаман. Шаман катит впереди себя инвалидную коляску, в которой сидит девушка. Она неопределенного возраста. Ее худые тонкие руки и подростковая фигура наталкивают на мысль, что девушке не больше 17, но очень серьезный взгляд и чуть искривленная линия губ говорят о том, что девушке за 25. На протяжении всего действия у зрителей должно создаваться двойственное  ощущение: то ли она еще совсем ребенок, то ли  взрослая женщина, которая только кажется девочкой…

 

ДИРЕКТОР. (тихо, на ухо шаману) Вы говорили, что придете один. Мне не нужны неприятности. Через час откроется зоопарк, появятся посетители,… вы понимаете, чем это грозит?

ШАМАН. Не беспокойтесь.
Это моя клиентка. Союзника я ищу для нее.

ДИРЕКТОР. Для нее, но как же, она же…

ШАМАН. А как ваша нога? Не болит?

ДИРЕКТОР. Я проснулся утром и почувствовал себя так хорошо… я ни разу не сталкивался с подобным… вы, наверное, экстрасенс…

ШАМАН. Я не экстрасенс…

ДИРЕКТОР. Но ночью мне снились обезумевшие макаки, которые вылезли из бразильского телесериала и разбили макет моего…одной постройки, а на утро я, действительно, обнаружил осколки по всему кабинету. Причем это красножопое зверье снится мне уже в третий раз…  это провокация…

ШАМАН. Макаки снятся вам уже в третий раз?

ДЕВУШКА (тихо) Какой худой волк…

 

Они останавливаются у клетки с табличкой «волк». В клетке сидит, а точнее ходит по кругу высокий очень худой молодой человек. На нем темные джинсы, мятая серая рубашка навыпуск, рваные кроссовки. У волка длинные черные спутанные волосы. У Волка хищный, голодный  взгляд и впалые щеки. Он встречается глазами с шаманом и между ними происходит какой-то немой разговор. Волк начинает танцевать  странный ломаный, но очень красивый звериный танец. Иногда он закидывает голову вверх и выпускает из себя пронзительный, короткий вой.

 

ДЕВУШКА.(довольно горько) Он танцует. Может быть, это он?

ШАМАН. У ацтеков воющий волк – бог танца. (директору) Откройте клетку.

ДИРЕКТОР. Что, простите?

ШАМАН. Откройте клетку. Я хочу войти.

ДИРЕКТОР. Вы же не думаете, что я позволю….А-а-а-а-а!

 

Директор кричит и хватает себя за лодыжку. Его внезапно поражает сильная боль в ноге. Директор выпускает ключи из рук. Шаман медленно подбирает связку и открывает клетку. Волк стоит в глубине клетки, изогнув шею, и яростно рычит. У директора тут же проходит боль в ноге. Он пытается отнять у Шамана ключи, но тот закрывает за собой двери в клетку. Звучит песня… Волк и Шаман начинают ходить по кругу, не спуская друг с друга глаз. Это продолжение танца, только уже - вдвоем. Это танец соперников. Между Волком и Шаманам происходит разговор, который понятен зрителям, но абсолютно непонятен директору зоопарка и девушке. Они не видят и не слышат ничего, кроме того, что лежит на поверхности.

 

ШАМАН. Здравствуй.

ВОЛК. Я здоров.

ШАМАН. Выглядишь тощим.

ВОЛК. Питаюсь падалью, как койот, но сегодня, кажется, у меня праздник…

ШАМАН. Ты так долго был в клетке, что не помнишь о дружбе волка и ворона?

ВОЛК. Я родился в клетке.

ШАМАН. Где твоя мать?

ВОЛК. Кормит Ромула и Рема.

ШАМАН. Где твой хозяин?

ВОЛК. Я никому не принадлежу.

ШАМАН. Этой девушке нужен зверь.

ВОЛК. Я мог бы ее загрызть, если б ты выпустил меня.

ШАМАН. Почему?

ВОЛК. Она не из наших. К тому же очень слаба, из нее уходит жизнь. Я бы мог помочь умереть. Что с ее лапами?

ШАМАН. Она тяжело больна.

ВОЛК. Чем?

ШАМАН. Она любила одного человека. А он ее нет.

ВОЛК. Он украл ее зверя?

ШАМАН. Он унес ее душу. Ей нужен союзник. С быстрыми лапами и острым зрением. Тот, который смог бы возвратить.

ВОЛК. Я могу отправить ее в мир духов. Выпусти меня.

ШАМАН. Нет. Я должен помочь ей.

ВОЛК. Выпусти.

ШАМАН. Я не властен. Только хозяин может выпустить тебя.

ВОЛК.(презрительно улыбаясь) Мой хозяин? Этот жадный смешной человечек со связкой ключей – мой хозяин?

ШАМАН. Ты знаешь, кто твой хозяин. И однажды он пришлет за тобой шамана.

ВОЛК. Это будешь ты?

ШАМАН. Если да, то в следующий раз можешь загрызть меня.

 

Шаман снимает свои высокие кожаные ботинки.

 

ШАМАН. Возьми.

ВОЛК. Нет.

ШАМАН. Пожалуйста. Если ты отморозишь лапы к моему возвращению, тебе будет трудно справиться со мной.

 

Шаман открывает дверь и выходит из клетки. Волк протискивается к выходу вместе с Шаманом. Директор и Девушка кричат от страха. Директор отпрыгивает, девушка пытается управлять коляской, но у нее очень слабые руки. Волк громко рычит. Шаман поворачивается к нему и тихонечко прикасается рукой к лицу волка, потом спокойно закрывает  клетку.

 

ДИРЕКТОР. Вы что больной? Он мог загрызть нас,  ….бедную девушку…она же не может передвигаться…

ДЕВУШКА. Что же вы не помогли бедной девушке, когда я пыталась развернуть коляску? Или вы тоже живете по законам джунглей?

ДИРЕКТОР.(злобно и нервно) Скоро девять часов. Откроется зоопарк. Я прошу вас, нам нужно побыстрее с этим покончить… И еще…я бы хотел оговорить стоимость… вы же понимаете в зависимости от объекта…. Если к примеру попугай, то это одни деньги, а если лошадь, то совершенно другие…

 

Волк в это время обнюхивает ботинки Шамана, делает вокруг них несколько кругов и, наконец, решается снять кроссовки и переобуться.

 

ШАМАН. Мы закончим тогда, когда найдем союзника. Иногда поиски длятся неделями.

ДИРЕКТОР. Неделями?! Да вы что издеваетесь?

ШАМАН. Нет, я не издеваюсь. И еще. Этот волк должен немедленно получить кусок свежего мяса. Слышите, не тухлого, а свежего мяса, лучше говядины…

ДИРЕКТОР. Но где я возьму… Мой бюджет….

ШАМАН. Ваша нога вас больше не беспокоит?

ДИРЕКТОР. Нет, но… Хорошо. Степан!! Степа-а-ан!

 

Появляется дворник. Он старается не смотреть на девушку в инвалидной коляске, а девушка не смотрит на него.

 

ДИРЕКТОР. Принеси волку мяса. Свежего. Ты знаешь… Там, у меня в холодильнике.

ДВОРНИК. Хорошо.

 

Дворник уходит и возвращается с лопатой, на которой несет окровавленный кусок мяса. Дворник бросает мясо в клетку. Волк набрасывается на мясо, он ест его со страшным урчанием.

Декорация снова начинает вращаться. Директор, Шаман и Девушка следуют дальше. Постепенно клетка Волка и фигура Дворника  пропадают из виду.

 

ШАМАН. Так вы говорите, вам снятся макаки?

ДИРЕКТОР. Да, причем они появляются то из холодильника, то из унитаза, а сегодня вылезли из телевизора и разбили дом…

ШАМАН. Мой друг – шаман однажды увидел во сне существо, которое было обезьяной и человеком одновременно. Он путешествовал по джунглям, пока не набрел на  горное селение, в котором жило эту существо. Люди совсем не боялись его. Вождь рассказал шаману, что человек-обезьяна однажды просто пришел в селение. Священным зверем этого племени был черный ягуар. Он разрешил человеку-обезьяне остаться. Когда племя охотилось, человек-обезьяна поддерживал огонь и нянчил детей, а черный ягуар охранял селение от врагов. Мой друг наблюдал этот странный союз. Он прожил в селении несколько недель, и однажды – на закате – решил, что пора возвращаться домой. Его дом находился у подножья горы, а это селение – на ее вершине. Он медленно спускался по крутому склону. Он знал, что если сорвется - его некому будет спасти. Внезапно он услышал шум – треск веток, топот, рык. Мой друг оглянулся и увидел, что его преследует человек-обезьяна. Шаман ощутил сильный страх, но человек-обезьяна не причинил ему вреда. Наоборот, он помог шаману спуститься с крутой горы. Тем временем стемнело, и они остановились на ночлег на берегу реки. Внезапно из темноты выплыли два синих огня. Это были глаза черного ягуара. Зверь пришел вернуть человека-обезьяну в племя.  Ягуар не хотел лишаться его общества. Но человек-обезьяна не желал расставаться с шаманом, и тогда черный ягуар ударил обезьяну по голове. Человек-обезьяна взревел и кинулся на ягуара, но он был ему не соперник. И в этот момент мой друг совершил самую большую ошибку в жизни. Он вмешался в чужой разговор. Он выхватил лук и выстрелил ягуару прямо в сердце. Ягуар погиб, человек-обезьяна остался жив… но удивительно…человек-обезьяна не обрадовался своему спасению. Он склонился над своим мертвым другом,  рыдал и выл, бил себя кулаком в грудь и клоками выдирал  из груди шерсть. Обезумев от горя, человек-обезьяна схватил шамана и бросил его в реку, которая кишела пираньями. Человек-обезьяна не мог поступить иначе. Его племя было бы проклято, если б он не отомстил за смерть священного зверя.

ДЕВУШКА. А что стало с ним?

ШАМАН. С человеком-обезьяной? Он вернулся в селение и, как раньше, стал поддерживать огонь и нянчить детей.  До конца жизни он горевал по своим друзьям – черному ягуару и шаману Мохимбо.

ДЕВУШКА. Какая страшная история. И такое чувство, как будто бы я где-то ее уже слышала…

ШАМАН. Один шаман из общества Бизона - он обучен грамоте – рассказывал мне, что этот случай попал в какой-то учебник по истории народов Амазонии… Но легенду очень извратили…

 

Внезапно слышится громкое зловещее шипение. Шаман останавливается у клетки с табличкой «летучая мышь». В клетке находится женщина. Она зацепилась ногами за крышу клетки и висит головой вниз, раскинув руки, мерно раскачиваясь.  У женщины длинные пепельные волосы, которые подметают пол клетки. Летучая мышь одета в серый балахон, рукава которого создают эффект распахнувшихся крыльев. Летучая мышь и Шаман долго смотрят друг на друга, после чего Мышь  заливисто смеется.

 

ДИРЕКТОР. Может быть, хотите взять эту мышь? Ее исчезновение будет не так заметно… К тому же у нас в подвале - целый выводок этих тварей… (игриво подталкивает Шамана к клетке)  Вы сходите к ней, пообщаетесь…

ШАМАН. Нет, сюда я, пожалуй, заходить не буду… Это опасно. Меня проклял шаман из племени летучей мыши…

ДИРЕКТОР. Опасно – это волк и тигр, а мышка…

ДЕВУШКА.(тихо) Она красивая… Она похожа на ту женщину, которая разбила мою жизнь.

 

Далее в разговор вступает Летучая Мышь. Она говорит с Шаманом. Только он и  зрители могут слышать слова животных.  Девушка и Директор не понимают их речей.

 

МЫШЬ. Разве она не понимает, что единственная женщина, которая разбила ей жизнь – это она сама?

ШАМАН. Она многого не понимает. Но она понимает больше, чем многие.

 

Летучая Мышь, не меняя своего положения, извлекает из балахона колоду карт Таро. Мышь вытаскивает одну за другой три карты из колоды и бросает их на пол. Карты падают рубашкой вниз.

 

МЫШЬ. Я плохо вижу. Ты не мог бы войти и посмотреть, какие выпали карты?

ШАМАН. (смеется) Ты плохо видишь? Я никогда не поверю в это.

МЫШЬ. Римляне ошибочно приписывали мне острое зрение.

ШАМАН. Но они не ошиблись в твоей хитрости.

МЫШЬ. Хитрости? Погляди! (она раскрывает крылья - в рукавах ее серого балахона видны две рваные дыры, окровавленные по краям). На моих крыльях до сих пор следы от гвоздей!  Пятьсот лет назад они прибили меня к дереву, чтобы я отгоняла демонов!

ШАМАН. И если не ошибаюсь, именно демоны и освободили тебя… Как ты очутилась здесь?

МЫШЬ. Мне здесь нравится.

ШАМАН. Жить в клетке?

МЫШЬ. Мы все живем в клетках. И ты Шаман тоже.

ШАМАН. Да, но когда-нибудь я выйду.

МЫШЬ. Чтобы выйти из клетки, нужно сначала в нее войти. Войди в мою клетку. Посмотри карты, которые выпали этой девочке.

ДЕВУШКА. Так странно. Она красивая. И словно зовет вас. Вы пойдете к ней?

ШАМАН. (девушке ) Нет. Жаль, что ты ее не слышишь.

ДЕВУШКА. Что она говорит?

ШАМАН. (девушке) Она говорит о тебе. (мыши) Ты прекрасно видишь, что этой девочке выпал Туз Кубков – символ радости. Хороший знак. Он означает рождение новой любви.

МЫШЬ. Но рядом с Тузом кубков – старший аркан, перевернутая Смерть. Это означает, что любовь уже приходила. И отняла у нее всё.

ШАМАН. Рядом со Cмертью – старший аркан – Правосудие. Эта карта - символ справедливости…

МЫШЬ. Рядом с перевернутой Смертью Правосудие означает, что девушка замахнулось на то, что ей не принадлежит.

ШАМАН. Смерть – это преображение.

МЫШЬ. Смерть – это завершение. Если ты хочешь спросить меня, чем все это кончится – то просто спроси. Если тебе не позволяет страх, то скажи, чего ты боишься, Шаман.

ШАМАН. У каждого из нас в руках колода карт. Никто не знает, что ждет эту девочку.

МЫШЬ. Я знаю. (вытаскивает карту из колоды, смотрит на нее, смеется) Ей выпадает Повешенный. Плохая карта, Шаман. Дурной знак, очень дурной знак….

 

Летучая мышь бросает карту на пол. Она падает рубашкой вверх.

 

ШАМАН. Знаки не оценивают, мышь. Их принимают.

МЫШЬ.(шипит) Надеюсь, ты когда-нибудь решишься зайти в гости.

ШАМАН.(улыбается) Я не надеюсь. Твой хозяин проклял меня. И наш разговор с тобой отнял у меня много сил. И все же…можешь передать своему хозяину… я очень ценю твою проницательность, ты прекрасна,  но ты ошиблась. Я видел, это был  не Повешенный. У тебя, и правда, никудышное зрение. Выпала другая карта.

МЫШЬ. Правда? Какая же? Может быть, войдешь и поднимешь ее?! Иначе это все же будет Повешенный. Я озвучила предсказание. Оно вступит в силу, потому что я его произнесла. Если ты, конечно, не посмотришь карту.

 

Шаман быстро нагибается и протягивает руку в клетку сквозь железные прутья. Карта лежит в нескольких сантиметрах от его ладони, но шаман не может дотянуться. Наконец, он достает карту, но в этот момент Летучая Мышь нападает на Шамана, вцепляется зубами в его руку. Между ними завязывается борьба. Шаман пытается вырваться, но мышь крепко притянула его к прутьям с внешней стороны. Она страшно шипит, хлопает крыльями.

Девушка направляет коляску к клетке. Она поднимает палку ,и просунув ее сквозь прутья,  бьет Мышь по голове. Та падает и Шаман убирает руку. Его рукав полностью содран, ладонь и локоть – в крови. Двумя пальцами он держит карту.

Директор, на всякий случай стоит подальше от клетки.

 

ДИРЕКТОР. Да что происходит, в конце концов! Вы не можете причинять вред моим животным! Бедная мышка, такая беззащитная. За что вы ее палкой?!!

ШАМАН. Тройка кубков.

ДЕВУШКА. Что это значит?

ШАМАН. Это значит, что только что ты взяла палку и сидя в инвалидном кресле, ударила хитрую и ловкую тварь. У тебя больше сил, чем ты думаешь. Но слишком много жалости к себе. Ты не достойна никакой жалости. На. Возьми эту карту. На память. Когда-нибудь поймешь, что она означает.

ДИРЕКТОР. Простите, что я вмешиваюсь, но… Я могу узнать, что стало причиной того… ну…как вы оказались в этом кресле?

ДЕВУШКА (холодно и зло) Я любила одного мужчину. Однажды утром, когда я еще спала, он надел свой лучший костюм и  ушел к другой, я проснулась и у меня отнялись ноги. Я вам достаточно подробно объяснила, товарищ директор?

ДИРЕКТОР. Я не понимаю, почему таким тоном…

ДЕВУШКА. (очень спокойно) Извините, я просто не люблю надсмотрщиков.

ДИРЕКТОР. Я не надсмотрщик! Я директор зоопарка!

ДЕВУШКА. А разве это не одно и тоже? Надсмотрщик надзирает над преступниками, а вы – над зверями, которые виновны только в том, что появились на свет… Кстати, некоторых людей я бы тоже выставляла в зоопарке в качестве экспонатов…

ДИРЕКТОР. Вы уж простите, но мужчины обычно уходят от таких женщин…

ДЕВУШКА. Что вы знаете о мужчинах и, тем более, о женщинах? Что вам вообще известно о людях или о животных, которых вы морите голодом?

ДИРЕКТОР. Что-о-о? Кто вам это сказал?

ДЕВУШКА. Посмотрите на них! Они же тощие, как в Освенциме!

ДИРЕКТОР (прозревая!) А-а-а-а-а! Это вы пишете эти письма! Кто вы такая?!!

 

Шаман берет коляску девушки и быстро увозит ее дальше от директора. Тот успевает только бежать позади.

 

ДИРЕКТОР. Это вы! Вы это пишете!

 

Шаман открывает клетку с табличкой «Лань» и входит туда сам, вкатывая перед собой коляску. Шаман закрывает дверь клетки изнутри. Директор бегает вокруг клетки и кричит.

Лань – немного полная большеглазая женщина около тридцати лет. Не смотря на свою приятную полноту, Лань стройна и во всем ее теле таится легкость и скорость. Лань трется о плечо Шамана, тот гладит ее по щеке.

 

ШАМАН. Здравствуй, Лань.

ЛАНЬ. Здравствуй, Ворон.

ШАМАН. Не бойся.

ЛАНЬ. Чего?

ШАМАН. Не знаю…

ЛАНЬ. Лучше знать. Ты чего-то боишься?

ШАМАН. Да. У меня есть враги. Шаманы, злые  духи…

ЛАНЬ. Все эти люди… Они живут рядом с духами, но не знают об их существовании, и ничего не боятся… Вот даже товарищ директор. А его давно облюбовали духи. Твое знание дает почву твоим страхам.

ШАМАН. Я знаю. Я сам это выбрал.

ЛАНЬ (обнюхивает девушку) А чего боится она?

ШАМАН. Вероятно, одиночества. (к девушке) Чего ты боишься?

ДЕВУШКА. Не знаю… Ничего…Собак… Предательства…

ЛАНЬ. Собаки не предают. Они красивые… У собак Нижнего мира белая шерсть и красные уши…

ШАМАН. Ее пугают псы Гавриила. Свора адских снов. Что тебе снится?

ЛАНЬ. Что тебе снится?

 

Девушка не слышит вопроса.

 

ШАМАН. (повторяет) Что тебе снится?

ДЕВУШКА. Не знаю, иногда мне снится круглая металлическая трубка и блестки солнца на ней… так редко, как капли… и так ей - трубке – хочется немножко больше этих блесток, они ведь - солнце, тепло, ну хоть на секундочку, что я чувствую это даже во сне  зубами – они леденеют в ожидании солнца. А иногда вместо трубки снятся гири. По гирям ползает семейство пауков. Папа-паук и дочка-паук… а мамы нет… и они ползают по гирям и им кажется, что вот-вот они отыщут отверстие, где будет темно и прохладно и, возможно, не так тяжело. А иногда, конечно, просто снятся горошины, а на них - маленькие пятнистые бабочки. Я подставляю бабочкам свое лицо, и они пьют нектар прямо из глаз. Это не больно, только немного щекотно. Все время хочется плакать и чего-то не хватает. Но… чаще всего мне снится совсем другой сон. Мне снится, будто я иду по дороге в обратную сторону. Да, в обратную сторону. Я иду по дороге, которая похожа на какую-то нескончаемую декорацию. Обрывки соломенного забора, рядом - недостроенный каменный, кусочек сада, абрикосовые деревья, снова забор, несколько затянутых гнилью прудиков, глыбы льда, какие тряпки, чучело, два черно-зеленых флага, розовый куст, детские кубики, вечность… Впереди – ничего. Не то чтобы ничего… Просто дорога такая длинная, что ничего не видно… Никаких опознавательных знаков, никаких стрелок, просто  направление, но я знаю, что оно обратное, обратное воздуху, обратное жизни…свету… направление наизнанку, понимаешь…

ШАМАН. (задумчиво) Наизнанку. Обратное.

ДЕВУШКА. Обратное Ему.

ШАМАН. Ему?

ДЕВУШКА. Да, он там остался. Точнее его там уже нет, но там осталась я – вся я, и каждый раз – из ночи в ночь - я слышу, знаю, чувствую, что нужно уйти подальше от этого места, где осталась та я, которая кричала и билась в истерике, хотела наглотаться таблеток, ненавидела весь мир и уже похоже никого не любила, никого, щерилась, как собака, а потом взяла и разучилась ходить… Но я была там, а впереди меня не было, нет, меня нет меня. Как же я могу уходить от себя и идти в пустоту… Она меня слышит?

ШАМАН. Кто?

ДЕВУШКА. Лань.

ЛАНЬ. Скажи, что я ее слышу.

ШАМАН. Она тебя слышит.

ДИРЕКТОР (из-за прутьев) Учтите, в 9 утра я открываю зоопарк! У вас осталось полчаса.

ЛАНЬ. Я ничем не могу помочь. Я слишком слаба для нее.

ШАМАН. Слаба?

ЛАНЬ. Ей нужен зверь. Она сама зверь. У нее внутри зверь. Так сильно желать чего-то  могут только звери. И когда я смотрю на нее, то понимаю, что во мне больше человеческого, чем в ней…  Ей ведь кровь нужна. И мясо. А я травой питаюсь.

ШАМАН. Лань!

ЛАНЬ. Я не знаю…

ШАМАН. Что?

ЛАНЬ. Я не знаю зверя, способного утолить жажду у нее внутри. Даже рысь. Даже леопард и тигр…

ШАМАН. Но кто же?

ЛАНЬ. Я не знаю.

 

Лань наклоняется к девушке, трется об ее плечо, ухо, как будто что-то говорит, потом ласкается к Шаману и отворачивается.

 

ШАМАН. Может быть тебе что-то нужно? Я могу повлиять…

ЛАНЬ. Не нужно влиять… Идите. Удачи, ворон.

 

Шаман и девушка покидают клетку лани.

 

ДИРЕКТОР. Ну знаете ли… Вы переходите все границы!

ШАМАН. Все?

ДИРЕКТОР. Да! Все!

ШАМАН. А где они проходят эти границы? Между чем и чем?

ДИРЕКТОР. Опять вы вот эти вот свои загадки! Некогда загадки разгадывать! Жить нужно. Жить не успеваем! Времени нет! И вообще! Вы ходите по зоопарку, открываете клетки, нарушаете технику безопасности…

ШАМАН. (волнуясь) Леопард.

 

Они останавливаются у клетки с надписью «Леопард». В глубине клетки, спиной к зрителям лежит человек, укрытый дешевой пятнистой шкурой. Человек лежит, не двигаясь.

 

ШАМАН. (со священным благоговением) Леопард!

ДИРЕКТОР. Да какой там леопард! Больной котенок! Лежит целыми днями в углу, даже не рыкнет для видимости! Посетители жалуются! Они на клыки, на пасть, его приходят смотреть, деньги платят, а он валяется день деньской отвернувшись. До чего дошло! Дети бросаются в него хлебом, а он хоть бы хны…

ШАМАН. Замолчите, иначе я не знаю, что с Вам будет.

ДЕВУШКА. Я слышала о культе леопарда. Что-то… Что-то страшное…

ШАМАН. Да ничего страшного. Если не разозлить жреца.

ДИРЕКТОР. Культ леопарда?

ШАМАН. Его адептов клеймят костяной иглой, шрам от нее похож на следы когтей леопарда. Жрецов легко узнать по санитарным сумкам, которые они всегда носят с собой. Они прячут в них части человеческих тел, вымазанных петушиной кровью, и зерна риса. Это оберег. Самый мощный в джунглях. Нужно только  время от времени "подкармливать" его свежей человеческой кровью и жиром, чтобы талисман не потерял своих магических свойств. (шаман не спускает глаз с директора) Для совершения ритуала жрецы заранее намечают жертву и исполнителя, который, облачившись в шкуру леопарда, убивает жертву специальной перчаткой. В форме когтистой лапы. Потом исполнитель приносит тело на собрание, где его делят между всеми жрецами.

ДИРЕКТОР.(испуганно)А если исполнитель…откажется…

ШАМАН. Возмездие наступает незамедлительно: неподчинившегося казнят со всей его семьей.

ДИРЕКТОР. Но…это какая-то дикость, безумие… Этих убийц нужно просто истреблять…

ШАМАН. Да, однажды власти пытались объявить охоту на жрецов леопарда. Арестовали сотни человек, восемнадцать повесили. Начались беспорядки. Люди боялись, что разъяренный леопард отомстит всему племени за смерть жрецов. Как раз в то время, когда вожди успокаивали народ, россказнями, что шаманы вовсе никакие не колдуны, а самые обычные маньяки и убийцы (если вообще бывают обычные маньяки!), недалеко от места казни были обнаружены восемнадцать мертвых леопардов.

ДИРЕКТОР. Но чем это объяснить?!

ШАМАН. При посвящении в таинство между инициируемым и союзником устанавливается "кровное родство", и если погибает один, то следом умирает другой...*  А теперь я попрошу вас замолчать. Мне нужна тишина.

 

Директор замолкает.  Шаман прислоняется головой к прутьям клетки и начинает что-то чуть слышно мычать. Звучит монотонная музыка. Шаман смотрит в спину леопарду. Шаман словно спрашивает у него разрешения войти. Наконец, Леопард поднимает голову, но не оборачивается.

Шаман осторожно открывает двери клетки и входит внутрь. Он долго стоит, не двигаясь. Леопард не шевелится. Наконец, он отбрасывает шкуру и оборачивается. Под шкурой видна окровавленная санитарная сумка.

Леопард – мужчина тридцати лет в черных джинсах и черном гольфе. У него резко очерченные черты лица и тяжелый взгляд. Его губы искривлены в ироничной улыбке. Леопард худ и гибок, но во всем его теле чувствуется большая сила, власть и агрессия.

ЛЕОПАРД. Ворон?

 

Шаман становится на одно колено.

 

ШАМАН. Леопард.

ЛЕОПАРД. Не нужно, ворон. Встань.

 

Шаман встает.

 

ЛЕОПАРД. Твой друг – ястреб – оказал мне услугу. Друзья моих друзей могут не преклонять колен.

ШАМАН. Услугу?

ЛЕОПАРД. Да, это случилось в те времена, когда я был еще очень силен и  самонадеян. Я мог видеть все, что происходит на дальних расстояниях, никто не укрывался от моего взгляда. Однажды я послал свои глаза за реку, поглядеть, что там на том берегу, но когда мои глаза возвращались обратно - из воды выползло чудовище и сожрало их. Я остался без глаз. Я лежал по деревом, словно старая больная собака, понимая, что как только звери прознают о моей слепоте,  меня не пощадят, как я не щадил никого. Мимо пролетал ястреб. Он спросил меня, что случилось. Я рассказал. Ястреб покружил надо мной, а потом обещал, что попытается помочь, если я  дождусь его. Он сказал мне: ты лежи здесь под деревом, делай вид, будто спишь, и звери ни о чем не узнают. Время в темноте тянулось так долго, что я не мог понять, прошло несколько часов или несколько дней. Абсолютная тьма и полная беспомощность… Но вдруг я услышал шелест крыльев, а через мгновение на землю, рядом со мной упали два кувшина. В них была смола. Ястреб вылил смолу из одного кувшина и вылепил мне правый глаз, потом вылил смолу из другого кувшина и вылепил мне левый глаз. Я снова стал зрячим. Я снова стал тем, кого боялись и ненавидели. У меня были новые глаза и я опять был силен, как никто в этих джунглях, кроме…ты знаешь, кроме кого. Я спросил у ястреба, чего он хочет за мое спасение, но твой друг не стал требовать никакой награды. Он лишь попросил, чтобы я поймал ему тапира.

ШАМАН. Да, ястреб любит мясо тапира…

ЛЕОПАРД. А ты? чье мясо любишь ты? (кивает на девушку) вороны не гнушаются падалью? а человечиной?

ШАМАН. Я не ем падаль и тем более - человечину.

ЛЕОПАРД. Зачем же ты таскаешь с собой чужую жертву? Того, кто украл ее дух, нельзя победить.

ШАМАН. Кто это сделал?

ЛЕОПАРД. Большой Желтый Тигр.

ШАМАН. Большой Желтый Тигр…. Король Джунглей. Большой Желтый тигр, наводящий ужас зверь… Но зачем? Зачем он украл ее союзника?

ЛЕОПАРД. Затем же, зачем звери охотятся…

ШАМАН. Но почему  не убил? Зачем заставил мучаться?

ЛЕОПАРД. Не смог. Она была слишком хороша.

ШАМАН. Откуда ты знаешь это?

ЛЕОПАРД. Хотя оба мои глаза сделаны из смолы и видят они уже не так хорошо, как раньше, я еще способен разглядеть красоту. Она хороша, ворон. Ее не хочется убивать. Ее хочется сделать несчастной.

ШАМАН. Но это против правил. Зверь побеждает зверя – зверь убивает зверя. Только люди заставляют друг друга мучаться. Звери намного милосерднее. Они убивают сразу. Почему Большой Желтый Тигр не прикончил ее?

ЛЕОПАРД. Я не могу ответить тебе, ворон. Вероятно, Большой Желтый Тигр просто сошел с ума. Ты же знаешь, что произошло с ним?

ШАМАН. Нет.

ЛЕОПАРД. Он был наказан. Хозяином.

ШАМАН. И что же…надежды нет?

ЛЕОПАРД. Для нее?

ШАМАН. Да, для нее.

ЛЕОПАРД. Никакой надежды, ворон.

ШАМАН. Тогда могу я спросить тебя, леопард, еще об одном…

.

ЛЕОПАРД. Спроси, ворон.

ШАМАН. Какой зверь был ее союзником?

ЛЕОПАРД (смеется) Она обладала союзником и потеряла его, не зная, кем обладает и что теряет?

ШАМАН. Именно так, леопард…

ЛЕОПАРД. Все-таки я никогда не понимал людей. Мышцы у них слабые, мясо сладкое, в сердце – страх, в голове – каша…Рысь. Рысь была ее зверем. Ну, и…Эту рысь ждет та же участь, что и Большого Желтого. Хозяин наказал обоих.

ШАМАН. За что?

ЛЕОПАРД. За нарушение законов. Она не сопротивлялась ему, когда он напал. Он не растерзал ее, когда победил. Оба виновны, оба нарушили правила, оба допустили, чтобы чувства стали сильнее инстинктов. А ведь инстинкты, ворон, всегда мудрее нас. Эмоции могут солгать, инстинкт не солжет никогда.

ШАМАН. И что теперь? С ними?

ЛЕОПАРД. То, что бывает со всеми, кто нарушает закон.

 

Внезапно слышится жуткий звериный рык и следом за ним – еще один, послабее. В этих голосах - такое отчаяние, ужас, и тоска, что даже директор зоопарка замирает в необъяснимом ступоре. Девушка дергается словно ошпаренная, тихо вскрикивает и вдруг вся оседает в своем инвалидном кресле, как бесформенная масса. В ее глазах мелькает страх, а через мгновение взгляд становится абсолютно пустым и безучастным.

 

ЛЕОПАРД. Вот и всё.

ШАМАН. Что всё?

ЛЕОПАРД. Не вини себя, шаман. Ты сделал все, даже больше. Если бы он мог передать кому-то свою силу, кому-то достойному…Возможно, у нее был бы шанс. Но нет такого зверя. Его просто нет. Прощай, шаман.

ШАМАН. Я бы хотел спросить тебя еще об одном. Прости, если….

ЛЕОПАРД. Ты хочешь спросить меня, ворон, зачем я все время  лежу здесь, не двигаясь, делаю вид, что сплю, в глубине этой клетки? Так?

ШАМАН. Так.

ЛЕОПАРД. Я жду, что прилетит какая-нибудь птица, вроде твоего друга – ястреба, и вернет мне голод, похоть, жажду жизни, жажду скорости и жажду убийства. Я жду, что кто-нибудь снова наполнит эту сумку жиром, кишками и кровью. Я согласен даже, чтобы все это было вылеплено из смолы, из глины, из дерьма, из чего-угодно, лишь бы снова почувствовать… (громко и страшно шепчет) Знаешь до чего я дошел, ворон?

ШАМАН.?

ЛЕОПАРД. (криво и жутко улыбаясь)Я дошел до того, что уже не хочу загрызть директора. Я просто не хочу ничего знать, не хочу видеть его и всех этих людишек, пришедших посмотреть на аттракцион – сильнейших духов леса, цвет джунглей… В клетках… И ведь мы все тут по своей воле, ворон. Ты же не думаешь, что кто-то может заставить леопарда жить в клетке? Ты же не думаешь так, ворон? Мы тут по собственному выбору. Мы сами выбираем все эти клетки и живем в них по своему хотению. Мне противно, ворон… Понимаешь? И я не знаю, что с этим делать… Я лежу целыми днями, отвернувшись, делая вид, что  сплю, чтобы звери не прознали о моей слабости. Но ведь и с ними со всеми происходит тоже самое. Я лежу и жду, что кто-нибудь спасет меня. Но никто не приходит. И звери давно уже все поняли. Но я лежу, отвернувшись, как старая больная собака и жду укола. Понимаешь, ворон?

ШАМАН. Кажется, понимаю.

ЛЕОПАРД. Понимаешь? А теперь – иди.

 

Леопард возвращается в свой угол, ложится, отворачивается, накрывается шкурой. Шаман смотрит на него растеряно. Внезапно слышится странный стук, шаги. На сцене появляется дворник Степан. Он катит перед собой тележку, накрытую брезентом.

 

ДИРЕКТОР. Что случилось, Степан?

ДВОРНИК. (тихо, стараясь закрыть тележку от взгляда девушки) Мрут они, товарищ директор. Мрут, как мухи.(крестится, тихо) Все там. Будем.

ДИРЕКТОР. Кто все, Степан?

ДВОРНИК. Все.

ДИРЕКТОР. Да кто там у тебя?

 

Директор срывает брезент с тележки. Под брезентом – два трупа. Мужчина и женщина. Женщина лежит лицом вниз так, что виден только ее затылок: темные волосы, собранные в хвост и тонкая шея – поразительно напоминают затылок и шею девушки в инвалидном кресле. Мужчина лежит на спине. У него широкое скуластое лицо и светлые, пшеничные волосы… Дворник ахает: у него под брезентом были трупы животных,   но не людей… Дворник крестится и зажимает рот рукой. Он пытается снова прикрыть тела брезентом, чтобы дочь ни в коем случае не увидела их, но - поздно. Девушка подъезжает к тележке. Открыв глаза и рот, она смотрит на лицо светловолосого мужчины.

 

ДВОРНИК. Батюшки! Да что ж это… Это Он! Батюшки! Пойдем, дочка, уедем…

 

Дворник пытается увезти дочь, но та падает с коляски, подползает к тележке  и крепко обнимает труп мужчины. Затем  отпускает его.

 

ДЕВУШКА. (медленно, безучастно) Он холодный, как кукла.

ДИРЕКТОР. Степан, объясни, в конце концов, что здесь происходит! Почему в тележке трупы?!! Кто эти люди?

ДВОРНИК. Тигр, товарищ директор. Тигр и рысь… Померли… Только что… я грузил их…вот вам крест…я не знаю, как они здесь оказались… вместо зверей…эти люди…вот этот…он…подлец…мертвый красавец…он дочь мою…сгубил.

ДИРЕКТОР. эта девушка - твоя дочь, Степан?

ДВОРНИК. Дочь…

ДИРЕКТОР. Дочь, значит! Вот кто писал письма! ты доносил на меня, сволочь?!

 

Директор начинает перепалку со Степаном. Тем временем Шаман приближается к девушке и смотрит на трупы.

 

ШАМАН. Большой желтый тигр.

ДЕВУШКА. Это Он.

ШАМАН…И рысь.

ДЕВУШКА. Это я…Вот и хорошо, и хорошо… Ты говорил шаман, что кровное родство между человеком и союзником разорвать нельзя? Если умирает один – умирает другой…

ШАМАН. Но рысь давно уже не твой дух…

ДЕВУШКА. (гладит по голове мертвого мужчину) ОН был моим духом. (касается рукой волос женщины) А ОНА – душой… Я так и не поняла, что он ушел от меня ко мне… Та – другая, это и была я. Я – настоящая…лежу сейчас рядом с ним, а с тобой, шаман, говорю не я, с тобой говорит мой труп… Вот и скажи мне, шаман, может ли человек жить без духа или без души, без любви и вообще без чего можно жить на этом свете? чего нужно лишить человека, чтобы он, наконец, прекратил барахтаться? Я чувствую, что скоро, окажусь с ними рядом. И, знаешь, я этому рада. Я хочу прокатиться на этой тележке, шаман. Мне надоело мое кресло. Я хочу прокатиться на папиной тележке. Он катал меня на ней раньше, давно, в детстве, я приходила сюда после школы и он катал меня на тележке между клетками, а они улыбались мне – звери, и особенно Рысь и Желтый Тигр…Мои союзники.  Я буду с ними. Но сначала… сначала я устрою им прощальный объезд… джунглей…

 

Внезапно девушка вскакивает на ноги, хватает тележку и бежит. Она быстро катит ее перед собой, лавируя между клетками. Звери кричат в дикой тоске и отчаянье. Степан кричит от радости и ужаса, видя на ногах свою дочь. Но в этот момент зрителям и всем героям пьесы становится ясно, что этот внезапный факт исцеления   отравлен чем-то необъяснимым, чем-то громадным, перед которым все болезни и все  радости –  ничто…

 Зоопарк оглашается жалобным воем, наполняется тоской.

Девушка катит тележку между клетками, что-то бессвязно бормочет, директор пытается избить дворника, шаман стоит неподвижно и смотрит вверх, словно ждет чего-то...

Вдруг появляется Почтальон. Его ласковое медленное утреннее настроение и какие-то тайные слова, приготовленные для директора, рассыпаются перед описанной  картиной. Почтальон видит, что сейчас директор ударит дворника. Он отводит его руку.

ДИРЕКТОР. (раздраженно) Что ты хочешь?!

ПОЧТАЛЬОН (растеряно) Письмо…

ДИРЕКТОР. (разъяренно) Что-о?! Опять?! (дворнику) Твоих рук дело?!

ДВОРНИК. Нет…

 

Почтальон достает письмо. Директор выхватывает конверт из рук почтальона и быстро вскрывает его. Внутри - чистый лист.

 

ДИРЕКТОР. Это еще что такое?!

 

Дворник берет в руки письмо.

 

ДВОРНИК. Чистый…

 

Дворник передает письмо Шаману. Шаман вглядывается в страницу.

 

ШАМАН. (читает)

Единственный способ выйти из клетки –

Это войти в нее…

 

Эти слова поражают всех героев, как громом. Более того. Раскаты грома звучат с небес. Девушка, продолжавшая свой безумный бег с тележкой - вдруг останавливается. Перед ней – большая клетка, накрытая черным бархатом. Что или кто внутри – разглядеть невозможно. Но под бархатом, словно гуляет ветер – ткань волнами поднимается и опускается. Изнутри звучат какие-то неземные звуки, шорохи и скрежет, весь зоопарк словно содрогается от подземных толчков...

Девушка подходит к шаману,  берет у него связку ключей и направляется к клетке.

ДВОРНИК. Нет, дочка, нет! Там…туда…нельзя! Там хищник! Он убьет тебя!   

ШАМАН. Не страшно?

ДЕВУШКА. Впервые в жизни – нет.

ШАМАН. И хорошо.

ДВОРНИК. Нет! Останови ее! Сто-о-ой!!!

ШАМАН. (снимает с себя талисман – синий светящийся круг) Возьми.

ДЕВУШКА. (улыбается) Мне не нужно. Я все знаю.

 

Шаман кладет руку на голову девушки и произносит что-то бессвязное, типа: «Ашшрамуудадеусмаато»

 

ДЕВУШКА. Не надо. Смерть – только преображение. (дворнику) Папочка, я люблю тебя! Ты только не думай ничего плохого.

 

Девушка открывает клетку.

 

ДВОРНИК. Не-ет! Дочка…

 

Девушка входит в клетку и захлопывает дверь. Все замирают в ужасающем ожидании. После продолжительной тишины слышится невообразимый звериный рык, в котором словно сливаются крики всех животных зоопарка. Вслед за этим рыком следует душераздирающий крик девушки, под бархатом поднимаются свирепые волны. Дворник кричит, падает на колени, рыдает. Медленно, всполохами - гаснет свет. Застывшие силуэты Шамана, Дворника, Директора и Почтальона  тают в темноте.

 

ПОЧТАЛЬОН (каким-то новым голосом) Я понимаю, что сейчас это неуместно и глупо. Но я чувствую, что должен сказать это именно сейчас. У меня нет сил. Это серьезно. Я люблю тебя.

ДИРЕКТОР. (тускло) Иди к черту…

 

Свет гаснет. Темнота.

 

 

АКТ 3

 

На фоне полной темноты звучат голоса: мужской и женский.

Возможно, это голоса посетителей зоопарка, а может быть – животных. Мы не знаем наверняка, кому они принадлежат. Есть вероятность, что это Тигр и Рысь.

 

РЫСЬ. Мы вернулись из гостей ровно в полночь.

ТИГР. Черт, куда я дел ключи, ты не помнишь?

РЫСЬ. Ты как будто бы горишь или тонешь

ТИГР. Ты – дотронься. Я рассыплюсь. Не тронешь?

РЫСЬ. Я дотронусь и с тобою рассыплюсь.

ТИГР. Я умру и в жизни следующей – высплюсь.

РЫСЬ. Мы уснем и оба выспимся, милый.

ТИГР. Так уходят звери света и силы.

 

Слышится шум ветра. Ветер относит их голоса.

На сцене появляются и гаснут разноцветные вспышки, похожие одновременно на глаза зверей и ночные огни… Возникают новые два голоса. Это голос ребенка и взрослого мужчины. Шелест страниц.

 

РЕБЕНОК. Ну и что было дальше?

МУЖЧИНА. Этого никто не знает.

РЕБЕНОК. Никто-никто-никто?

МУЖЧИНА. Кроме нее самой.

РЕБЕНОК. Но что-то было?

МУЖЧИНА. Ну, да. Оказалось, что рысь и тигр оставили ей союзника. Незадолго до гибели, в зоопарке родился детеныш. Они думали, он чудовище.

РЕБЕНОК. Она вошла в клетку?

МУЖЧИНА. Да.

РЕБЕНОК. Детеныш ее растерзал?

ШАМАН. Они слились.

РЕБЕНОК. Как?

ШАМАН. Неизвестно.

 

Внезапно вспыхивает яркий свет. Зрители видят на сцене клетку, укрытую черным бархатом. Рядом с клеткой спиной к залу на коленях стоят директор, почтальон и дворник – в тех же позах, в которых зрители видели их в последний раз во 2-м акте.

На крыше клетки, раскинув руки, словно крылья, возвышается шаман.

Звучит странная музыка. Ее внутренний накал растет с каждой секундой. Шаман мычит заклинания.

Мелодия достигает своего пика – шаман срывает с клетки бархат. Все пространство клетки наполнено белым пухом и перьями, их завеса настолько плотная, что поначалу никто не может разглядеть, что находится внутри. Наконец, пух оседает на пол. Клетка пуста. В центре, раскачиваясь, висит светящийся синий круг – талисман шамана. Шаман спрыгивает с крыши. В клетку вбегает дворник. Он прижимает талисман к лицу и плачет. Сцена начинает вращаться и клетка вместе с дворником - исчезают.

В это время выезжают другие клетки с табличками.  Во всех клетках сидят люди.

ДИРЕКТОР. Что это? Где животные? Почему в клетках люди?

ШАМАН. А вы никогда не замечали?

ДИРЕКТОР. Никогда…

ПОЧТАЛЬОН. Их нужно выпустить.

ШАМАН. Обязательно нужно. Потому что они и так свободны.

ДИРЕКТОР. Да. Вы правы. Да. Обязательно. Нехорошо это. Нужно выпустить. Это же люди.

 

Почтальон берет директора за руку. Они подходят к клетке с надписью «волк» и открывают ее. Волк медленно приближается к выходу.

 

ПОЧТАЛЬОН. Выходите.

ДИРЕКТОР. Вы извините нас. Извините, пожалуйста. Мясо бывало тухлым. Извините. Ради Бога.

 

Волк стремительно вырывается из клетки. Сцена движется. Пустая клетка уезжает. Звучит очень эмоциональная музыка. Волк танцует резкий отчаянный танец. Почтальон и директор выпускают Летучую мышь. Она присоединяется к танцу Волка. Затем они выпускают Лань. Волк, поддавшись инстинкту, бросается на Лань, но шаман закрывает ее своей спиной. Он расставляет руки, но вместо рук у шамана черные крылья с одним белым пером.

Почтальон и Директор выпускают Леопарда. Он тоже вливается в танец. Затем они открывают клетки Кобры, Медведя, Кабана, Варана, Попугая и других животных. Пустые клетки уезжают за сцену. Танец животных продолжается с еще большим запалом.

На сцену выезжает клетка с табличкой «макака». В клетке сидят Хорхе и Марихуана. 

 

ДИРЕКТОР. Боже мой, эти макаки… Они же из телесериала! Хорхе и Марихуана из початков кукурузы… трижды являлись мне во сне.

ШАМАН. Значит, макака – ваш тотем. Это редкая удача. Звери почти никогда не приходят сами. Идите к ним! Идите…

 

Директор входит в клетку и танцует яростный танец с Хорхе и Марихуаной. Макаки принимают директора в свое семейство. Директор – инициирован, и теперь имеет союзника.  Директор приглашает в клетку загрустившего почтальона. Макаки принимают и его. Все танцуют.

Музыка замедляется. Звери утомлены, они ходят по кругу.

Внезапно – новый виток мелодии, новый всплеск энергии.

На сцене появляется Рысь и Желтый Тигр. Они исполняют короткий страстный танец и исчезают. С неба падают почтовые  конверты. Звери и люди открывают их и молча читают.

 

ДИРЕКТОР. Господи, ну кто же их пишет?

 

На сцене появляется Девушка. Это - другая Девушка. Очень похожа на ту, старую девушку, но все-таки другая. Все ее тело, как натянутая струна. Волосы дышат свежестью, в глазах - блеск. У девушки на руках – маленький серый котенок. Настоящий, живой, теплый.

 

ДИРЕКТОР. Признайтесь, это вы пишете?

ДЕВУШКА. Нет.

ПОЧТАЛЬОН. А кто же?

ДЕВУШКА. (смотрит вверх) Я думаю, Он.

ШАМАН. Кто ОН?

ДЕВУШКА. Хозяин.

 

С неба падают письма, перья,  лепестки цветов.

Последний всплеск музыки. Общий шаманский танец символизирует единение людей и животных, неба и земли, человека и природы.

В конце выходит дворник. Нелепо улыбаясь, он метет сцену.

Письма, пух и цветы летят в зрителей.

 

ЗАНАВЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 



* Здесь и далее шаман рассказывает легенды и реальные факты о тотемных обществах разных культур. В пьесе используются материалы из книги Николая Непомнящего "ХХ век: Открытие за открытием" и др.

 

Hosted by uCoz