Нестандартный дизайн квартиры и загородного дома

Смальтовая мозаика

Основы художественного литья из цветных металлов

Варка эмали и смальты

Роспись по горячей эмали

Основы техники финифти

Техника филиграни

 

 

 Цифровые товары:

- Пошаговые руководства

 

Рассылка сайта  em-fi.nm.ru

"Практикум. Художественный дизайн квартиры и загородного дома "

 

Приветствую вас, уважаемые подписчики! Вас собралось уже достаточно много. Начинаем регулярные выпуски.

Выходить рассылка будет, как заявлено,один-два раза в месяц. И будет посвящена нестандартному художественному дизайну квартиры и загородного дома с использование во внешнем оформлении и в интерьере техник художественной мозаики, витража, смальтовых накладов, расписной эмали, филиграни, бронзового литья и т.п. <подробнее можно посмотреть на нашем сайте>

Сегодняшний выпуск - введение в тему художественного дизайна.

     admin3

  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ:  


АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekton - строитель), зодчество, система зданий и сооружений,
формирующих пространств. среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти
здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

ДИЗАЙН (от англ. design - замысел) - проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.

ИНТЕРЬЕР - в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера - жанр живописи.

ЭКСТЕРЬЕР (от лат. exterior - внешний) - внешний вид

ОРНАМЕНТ - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения предметов либо внешнего или внутреннего убранства архитектурных сооружений.

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architek-tonike - строит. иск-во), художеств. выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произв. декоративного иск-ва.

Ордер архитектурный - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный.

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement, от table - стол, доска), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах; членится (снизу-вверх от колонн) на архитрав, фриз, карниз.

АРХИТРАВ (от архи... и лат. trabs - балка), нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение осн. конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. В дорич. и тосканском ордерах А.- широкая гладкая балка; в ионич. и коринфском ордерах А. состоит из 3 небольших горизонт. уступов - фасций.

ФРИЗ (франц. frise) 1) в архитектурном ордере средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере Ф. членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. 2) Сплошная полоса декоративных скульптурных, живописных и др. изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен или поверхность пола помещения, поле ковра и др.

КАПИТЕЛЬ (от лат. capitellum - головка) - венчающая часть колонны, столба или пилястры.

пилястр (итал. pilastro, от лат. pila - столб) - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястр имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза.

Филенка в архитектуре - часть поля стены, пилястры или двери, обведенная рамкой или углубленная.

ГРОТ (франц. grotte) - 1) имитация неглубокой пещеры со сводчатым потолком и широким входом. 2) Сооружение в европейских парках 16-18 вв. (в России с 18 в.), искусственная пещера.

ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio - подражание) - подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция) - деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление; деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи.

МОЗАИКА - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда вход шли также галька и мелкие камешки.

Флорентийская мозаика – создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости.

ИНКРУСТАЦИЯ - украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, смальты, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу

ФИНИФТЬ - живопись по металлической или керамической основе с использованием ювелирной эмали и эмалевых красок

ФИЛИГРАНЬ - вид ювелирной и дизайнерской техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из гладкой или свитой проволоки, прокатанных гладких или рельефных профилей, металлических орнаментальных деталей.


 
  Оформительский дизайн зданий и интерьеров  

Исходно художественный декор заложен уже в конструктивном стиле эпохи.

В Древнем Риме как декоративный прием использовалась стоечно-балочная система, обогатившая простоту арочных конструкций: декоративны раскреповка антаблемента, архивольт, модульоны карниза.

Тонкие столбы и нервюры, стрельчатые и звездчатые своды в готической архитектуре придавали зданию каркасно-скелетный характер. Все это подчеркивало декоративную роль стены и других элементов здания (круглых окон, аркатур). При этом самая сложная декорация не нарушала ясности кон- струкций.

Пришедший на смену готике Ренессанс, соединив строгость греческого и изящество римского декора с достижениями строительной техники готики, внес много нового в декоративные приемы зодчества. Декоративность стены усилилась, роль декоративных элементов возросла. Стены декорируют различными картушами, медальонами, гербами. Архитектурные членения стены отмечаются орнаментальными nорезками - резными рельефными nрофильными тягами.

В барокко простые и утонченные приемы декора сменяются переходом к большей скульnтурности форм.

Прекрасные образцы совершенного внешнего и внутреннего декора сохранила территория, засыпанная пеплом при извержении Везувия.
При раскопках на месте римских городов Помпеи, Геркуланумо ( извержение Везувия произошло в 79 г. н. э.) были обнаружены хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных жилых домов, в которых видно влияние греческого искусства.
В росписи стен интерьеров жилых домов можно выделить четыре декоративных стиля: подражание облицовке цветными мраморами и яшмой (11 в. до н. э.- 80-е годы до н. э.); живописное изображение в перспективе тематических картин, пейзажей, иллюзорно увеличивающих помещение (80-е годы до н. э.-20-е годы н. э.); выявление плоскости стены введением канделябров, гирлянд, цветов, орнаментов, натюрмортов и многофигурных композиций, требующих рассмотрения вблизи (рубеж н. э.); пышные и фантастические узоры в сочетании со сложными nерсnективными построениями (с середины I в. н. э.).

Сохранивший в нашей стране многие следы сравнительно молодой архитектурный стиль модерн" возник как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого.
Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-nланировочных и декоративных вычурность, изломанность "текучих" форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров.
Среди наиболее характерных зданий модерна здания в Петербурге и Москве: доходные дома (Ф. Лидваль) на Каменно- островском nросnекте с текучими линиями карнизов и фронтонов, с различными по форме и размерам окнами; бывший московский особняк Рябушинского (1900, Шехтель)- асимметричное здание с ползучими арками входа, многоплановое, полное трагической гармонии. Композиция особняка динамична, она воспринимается в nроцессе движения вокруг здания. Решетки оград, переплеты окон резко противопоставлены жесткой машинности плоского металлического карниза.

В сложных композициях всегда сочетатся симметрия и асимметрия. Симметрия понятна. Средством создания единства в асимметричных - композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр

Различные виды симметрии применяют в орнаментальном декоре. Орнамент -ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников -природных форм и геометрических фигур.
Основные типы орнаментов -сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и др.

Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, В декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой. В симметричных смальтовых мозаиках на стенах и потолках. В мозаичной отделке фризов, колонн.

Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах.

Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.

Важнейшее композиционное средство - пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине, глубине. Опыт поколений определил оптимальные визуальные соотношения - "золотое сечение".

Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны галерей, окна в жилых домах и т. п.).

Другими средствами художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы.
Элементы архитектурнои композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с другом по размерам, nроnорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и тем самым усиливать роль друг, друга с помощью контрастного сопоставления.
Примером контраста в архитектуре является цветовое противопоставление дополнительных цветов (красный - зеленый, синий -желтый), взятых не строго по спектру, а с гармоничным сочетанием промежуточного дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является цветовая триада - гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине цветовой диаграммы.
Пример цветового нюанса (мягкого перехода) - монохроматическая гамма -сочетание оттенков одного цветового тона (например, светло- и темно-оранжевый с коричневым) или ахроматическая гамма (например, сочетание серых цветов).

Для интерьера могут применяться как мягкие, так и умеренно-контрастные тона, которые сейчас чаще всего создаются искусственными (плитка, обои, штукатурки) или полуестественными материалами (смальта, эмаль), образующими цветовую гармонию по тону, свету и насыщенности цвета, с одной стороны, и объемом цветового пространства - с другой.

Специально спланированная система освещения архитектурно-nространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна, особенно если используются оптические материалы (смальта, эмаль, цветное стекло).
Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды.
Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, nроникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в кабинете и домашней мастерской слепит.
Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность.
Рассеянный свет, отраженный от свода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для деловых помещений дома.

Искусственное освещение внешних архитектурных объемов может состоять из общей и локальной подсветки.
В интерьер искусственный свет включаетя массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей.
Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм.

Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное художественное значение (отделка мелкой и средней филигранью, использование оконной эмали, литье из бронзы, нейзильбера, мельхиора), участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное -тектонику, форму, выполняя свою функцию в единстве декоративной композиции.


В качестве "благодарных" объектов декорирования в архитектуре и интерьере лучше всего подходят внешние видимые части дома и усадебных территорий (ворота, забор, дорожки, крыша, фронтон, фриз, карниз, стены, наличники, лестницы, эстакады, балконы, лоджии, эркеры, мансарды, беседки, бассейны, колонны, постаменты, гроты, акведуки, различные имитации и стилизации), парадные части внутреннего расположения и личные комнаты.

Балконы, лоджии, эркеры формируют художественный облик здания, поэтому их форма, пропорции, ритм расположения должны быть тщательно проработаны.

Лоджия врезается внутрь объема здания, создавая западающее, открытое со стороны фасада помещение.

Эркер представляет собой вынесенную из плоскости фасада часть жилой комнаты, освещаемую одним или несколькими окнами. Эркеры позволяют разнообразить форму фасадов, пластически обогащать их. В плане эркеры делают прямоугольными, треугольными, полукруглыми, трапециевидными. Стены эркера обычно имеют широкие декоративные окна, а в простенках отделываются разнообразными смальтовыми и иными орнаментами. Эркеры устраивают как на всю высоту здания, так и на один или несколько этажей.

Для декоративной отделки стен можут быть удачно применены nриродный камень, смальтовая мозаика и смальтовая инкрустация, металлические наклады (литые элементы или крупная филигрань), картины эмалевой живописи и росписи, объемные элементы и плоскости, выполненные в технике оконной эмали, просто смальтовые штучные вкрапления или внедрение специально созданных эмальерных фонов, нанесенных на металлические пластины разных конфигураций, самостоятельные художественные объекты литья из бронзы, мельхиора, нейзильбера.

 

Редакция сайта Курсы "ЭМ-ФИ"

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕПЛИКИ.

 

Самый лучший учебник по эмали и смальте все же Флерова ("Техника художественной эмали, чеканки и ковки")... И не учебник, вроде, и вовсе не по технике эмали, и какой рецепт ни возьми - все не верно... Но! Ошибки не злостные, даже милые... У Бреполя, Петцольда ошибки злостные.




Вообще-то, сложнейший ритуал подготовки, спекания, помола... не столь нужен технологически ( а по секрету: вообще не нужен), сколь для душевного настроя мастера и особенно подмастерья. Тема теряет вес и с ним долю уважения, и сразу падает качество. Так безалаберно и хорошо, как варили эмаль в мастерских ПК "Товарищ" (см. о них на сайте)... - я не знаю больше никого, кто при таких упрощениях в шихте, технологии, тигелях, крючках, печах... смог бы добиться хотя бы отдаленно похожего. Их расчеты и рецепты высококласны; их первые образцы пролежали более пятнадцати лет (тогда говорили:не выдержат по химстойкости), но их сейчас можно взять, вытереть от пыли, и они - все такие же яркие. сверкающие, не потрескавшиеся, не отслоившиеся...

 

 
Вопросы и ответы присылайте на E-mail:
em-fi@yandex.ru
 

Заходите на наш сайт em-fi.nm.ru.
Основные отделы (они же - курсы):

Нестандартный дизайн квартиры и загородного дома
Смальтовая мозаика
Основы художественного литья из цветных металлов
Варка эмали и смальты
Роспись по горячей эмали
Основы техники финифти
Техника филиграни

Есть Бесплатный начальный курс

 

Предлагаются цифровые товары:

- Пошаговое руководство по варке рецептов эмалей и смальт
- Руководства: по намотке специальных трансформаторов, изготовлению оборудования для электрополировки, дуговой оплавки, пр. п.

Вопросы-ответы:

Вопрос: Возможно ли использование эмали вместо смальты в мозаиках? Чем они отличаются?

Ответ: В мозаиках ничем. В учебниках идет бесконечное умничание по этому поводу, но к технологии оно отношения не имеет.
Традиционно сложилась некая искусствоведческая терминология, в которой эмаль и смальта выступают, как родственные. но разные понятия.
Технологически: смальта - это эмаль с менее строгими специальными физическими и химическими характеристиками. Традиционно то, что называют смальтой, используют в качестве безадгезионных вставок и наложений, а здесь не требуется совмещать коэффициенты расширения налагаемого слоя и подложки, граничные барьеры толщины слоя и исходного глушения, возможность подкраса нижнего слоя окиляющейся при температуре подложкой.

     AVER

Вопрос: Можно ли в домашних услових делать литье из чугуна? Части ограды, ворот?
     cergey

Ответить:

 


Присылайте нам свои статьи, информационные материалы. Мы их с благодарностью опубликуем на сайте с указанием всех ваших реквизитов и ссылок

E-mail:
em-fi@yandex.ru


Hosted by uCoz