Имидж бизнесмена — имидж его компании

"…ваш успех как раз и зависит от того, что думают о вас окружающие. Их мнение о вас — основа успешного, прибыльного бизнеса".
Бобби Джи, из книги "Имидж фирмы"

Имидж — это люди, которые Вас оценивают и делятся выводами друг с другом, это тот образ, который они создают Вам и Вашей компании.

Имидж многогранен: он начинается с генетических данных и кончается выбором автомобиля, он выражается в манере общения и проявляется в стиле работы, он изменяется в лучшую или в худшую сторону в течение всей жизни и передается по наследству.

В разных ситуациях человек выражает себя привычным для себя образом: в разговоре с родителями он один, на деловой встрече — он другой, увольняя секретаршу — он третий, на романтическом свидании — четвертый. При всем своем многообразии он основывается на одной реальности — на человеке, который хочет соответствовать разным ситуациям и чувствовать себя в них одинаково комфортно. Положительный имидж основан на искренности, на органичном самовыражении, он базируется на внутренней сути личности. Негативный имидж возникает тогда, когда человек пытается перестроить свою личность любой ценой. В таких случаях люди делают и говорят то, что противоречит их природе, основано на неискреннем отношении, на внутреннем несогласии. Такой путь чаще всего приводит к полному поражению — к потере друзей, клиентов, партнеров, денег и т.д.

Отрицательный имидж создать очень просто.

Однажды по долгу службы, мне пришлось нанести деловой визит в компанию, название которой состояло из четырех слов. Схемы проезда на корпоративном сайте не было. Секретарша по телефону уставшим голосом продиктовала адрес и бросила трубку. Посмотрев на карту, я поняла, что путь не близкий. Спустя полтора часа, подъезжая к указанной улице, я вынуждена была выйти из машины и пройти часть пути пешком, потому что из-за ремонтных работ движение было перекрыто. Офис фирмы оказался в глубине двора одного из жилых домов и был расположен на цокольном этаже. Никакой таблички или указателя не было. Дверь была заперта, и, позвонив по мобильному телефону, я ждала минут пять, пока секретарша, наконец, откроет дверь. Офис напоминал склад потерянных вещей. Разноцветная мебель и оргтехника беспорядочно заполняли несколько проходных комнат. Лампы дневного света создавали напряженную атмосферу. Пыльные шкафы и стеллажи, выполнявшие одновременно функцию перегородок, производили гнетущее впечатление. Казалось, будто фирму выселяют из офиса, а безнадежная уборщица уволилась еще месяц назад. Многочисленные шнуры компьютеров были видны повсюду. Мониторы компьютеров будто отвернулись от меня, и, споткнувшись об шнур какого-то из них, я чуть не упала.

Кабинет руководителя был крошечным, но выглядел более комфортным, чем другие комнаты. Солидный господин в дорогом костюме сидел за новеньким весьма дорогим столом оригинальной конфигурации. На носу блестели очки в модной оправе. Стены кабинета давно нуждались в косметическом ремонте. На окнах не было занавесок. Их заменяли неровные куски фанеры. Через двадцать минут стало ясно, что существующий имидж фирмы бизнесмена вполне устраивает. Что касается буклетов, визиток и "прочей ерунды", то их придумали рекламисты, чтобы брать за это деньги, а стенд на выставке — это условность, и никто не обращает на цвет и свет никакого внимания. Яркой манерой его поведения было то, что он постоянно говорил на повышенных тонах, и казалось, что слово "диалог" для него не существует. Он производил впечатление человека, которого всю жизнь заставляли молчать, и вот он, наконец, выговорился в полную силу, срывая накопившееся раздражение на посетителе…

Так создается негативный имидж бизнесмена и его компании, и стоит ли говорить о том, что эта компания недавно развалилась?

Репутация и имидж.

Специалисты в области имиджелогии считают, что имидж — это набор стандартов. Любой человек может контролировать восприятие созданного им образа. Продавая что-либо, бизнесмен может корректировать имидж в соответствии с требованиями покупателя. Восприятие клиентами (покупателями, посетителями стенда и т.д.) компании формирует определенное информационное поле вокруг фирмы, ее сотрудников и руководства. Положительный имидж привлекает к фирме новых покупателей, а хорошая репутация гарантирует, что они будут обращаться в одно и то же место снова и снова.

Например, бизнесмен владеет хозяйственным магазином, и он продает там лучшую бельевую веревку по самой низкой цене. У него вообще нет конкурентов. Об этом известно каждому. Это — репутация.

Однако в самом магазине царит хаос. Посетители видят грязные полы и неопрятные прилавки, воздух пронизан неприятным запахом всевозможных средств для уборки помещений, да и находится он на окраине города. Здесь уже речь идет об имидже.

Если бы владелец был монопольным поставщиком бельевой веревки в городе, то имидж не повлиял бы на размеры прибыли. Однако в городе есть и другой магазин. Там не только продаются качественные хозяйственные товары (включая пресловутую веревку), но и в самом магазине полный порядок. Там чистые полы, красивые витрины, мелодичный звоночек при входе, бесплатные пакеты, эффектные "шелф-токеры", улыбающиеся продавцы и многие другие детали, которые делают имидж магазина привлекательным. На прилавке лежит симпатичный буклет и корпоративная визитка магазина, а поддерживает созданный имидж эффективная реклама, которая регулярно информирует покупателей и потенциальных партнеров о существовании такого "чудо-магазина".

У каждого свой имидж.

Каждый человек создает свой собственный имидж. Мы наблюдаем за кем-то и замечаем, как он одет, грамотно ли говорит, хороший ли он партнер и т.д. Постепенно складывается определенный образ человека. Какие возникают чувства, когда мы видим яркий постер, фотографию друга, панораму города, логотип магазина? Это и есть имидж, и от него зависит, как мы будем отдыхать, с кем проводить время, где совершать покупки.

Исследования показали, что, когда у одного человека что-то не ладится, о его трудностях обязательно узнает минимум 20 человек, формируя вполне определенный имидж. Специалисты рекомендуют бизнесменам чаще интересоваться, что думают люди о владельце компании, об ее продукции или услугах. Репутация бизнеса может пострадать от любой случайности. Если люди сталкиваются с неаккуратностью, безразличием, некачественными продуктами или услугами, они обязательно расскажут об этом друзьями и коллегам. Точно так же распространяется и молва об отличном качестве услуг и продукции, а значит, и имидж формируется положительный.

Имидж не просто сопутствует успеху, но и способствует ему. Психологи, исследующие феномен успеха в бизнесе, усматривают прямую связь между имиджем человека и его деловой карьерой. Стиль руководства, а значит, и успех, целиком и полностью зависит от роли, которую берет на себя бизнесмен, в том случае, когда он действительно стремится превратить свой имидж в инструмент, способствующий успеху.

Достаточно десяти секунд…

Российские бизнесмены часто говорят: "Моя компания не настолько велика, чтобы думать об ее имидже. Я еще не "SONY" и не "Motorola". Сначала мы вырастем, а потом подумаем и об имидже".

Однако проблема как раз в том и состоит, что положительный имидж необходим, прежде всего, небольшим компаниям и предпринимателям, которые присутствуют на рынке недавно. Имидж, который разрабатывается с первых дней создания новой компании, в значительной степени определяет ее репутацию на перспективу.

Поэтому огромное значение приобретают мелочи, внешние вещи, потому что именно они сообщают окружающим, кто этот человек, что у него за бизнес, и можно ли с ним иметь дело.

Достаточно десяти секунд, чтобы клиент сделал те или иные выводы о характере, о надежности и серьезности намерений, основываясь на первом впечатлении, на первых десяти секундах знакомства. У него совсем нет времени на длительный анализ своих чувств, особенно когда день расписан по минутам и еще предстоит много встреч с менеджерами компаний, так похожих друг на друга.

Невозможно дважды произвести первое впечатление!

Психологи утверждают, что первые впечатления о собеседнике воспринимаются органами всех пяти чувств. Первое впечатление остается надолго, и пройдет много времени, прежде чем какая-то новая информация изменит его. Более того, самые первые ощущения могут годами оставаться в подсознании человека.

При помощи пяти чувств посетитель оценивает интеллигентность собеседника, образование, уровень доходов и честность. Молниеносно "собирая факты", мозг принимает решение — стоит ли иметь дело с этим бизнесменом или нет. На "обработку сигналов" уходит от 10 до 30 секунд.

Визуальная информация об имидже самая насыщенная!

Брошюры, рекламные проспекты, упаковочный материал, офисы и штаб-квартира, стиль одежды (а в некоторых компаниях — униформа персонала) — все это составляющие имиджа компании, которые буквально бросаются в глаза. Именно посредством глаз мозг получает наибольшее количество "информации к размышлению". Информационное поле создают всевозможные имиджевые мелочи — от визитки до часов, от булавки на галстуке до родинки на щеке. Внешний вид всегда используют для самовыражения, и вот тут-то могут возникать проблемы.

Чаще всего о руководителе компании (особенно в условиях выставки) судят по стандартам внешнего вида ее сотрудников, внешний вид которых, к сожалению, чаще вызывает раздражение у многих клиентов. Имиджмейкеры отмечают, что единый корпоративный стиль одежды сотрудников не только выделяет компанию из ряда похожих, но и повышает запоминаемость торговых марок или услуг этой компании, то есть является серьезным маркетинговым ходом. Единый корпоративный стиль — это совокупность имиджевых элементов. Он выражает философию компании, которая объединяет сотрудников, подчеркивает их единство, целеустремленность и высокий уровень профессионализма. Поэтому бизнесмену стоит задуматься о том, чтобы одежда персонала соответствовала сфере деятельности. Продуманный стиль в одежде сотрудников фирмы может существенно улучшить ее имидж. В условиях современного бизнеса весьма рискованно придерживаться исключительно традиционного или сугубо современного имиджа компании. Однако чем моложе компания, тем увереннее и стабильнее она должна выглядеть.

При этом корпоративный стиль — это и коммуникабельность сотрудников, и поведение, и их настрой, и их самочувствие, и желание работать в интересах компании, и их единение с главой компании.

Ваши сотрудники — это тоже Ваш имидж.

Специалисты рекомендуют лидерам компаний обращать внимание на общее состояние своих сотрудников. Бизнесмен может выбрать для себя любимого дорогие часы, модный костюм, эффектный органайзер, эксклюзивную ручку и даже сделать маникюр, но если у его подчиненных неряшливый вид, изможденные лица и внешне они выглядят уставшими, то корпоративный имидж может серьезно пострадать. Таким образом, имидж бизнесмена — это и имидж его компании, — как говориться: "Короля играет свита", и когда, например, компания участвует в выставке, то об имидже руководства посетитель будет судить по его представителям.

Сенсорное восприятие имиджа: название, слоган, точка на карте города.

Имидж бизнесмена — это и название его компании, и логотип, и слоган, и местоположение офиса. Название фирмы и ее слоган — самые заметные элементы в системе имиджа. Особенно это важно для молодых компаний. Название и слоган должны четко отражать профиль вашей деятельности, например: "Джонсон и Джонсон. Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье".

Название фирмы имеет очевидное воздействие на людей. Чем короче название, тем сильнее его эффект, например "Kodak", "Puma", "Sony" и др. Оно должно легко произноситься и быстро запоминаться. Американские бизнесмены считают название корпораций настолько важным, что ежегодно, после консультаций с профессионалами, его изменяют тысячи компаний. В России тоже есть крылатая фраза " Как вы лодку назовете, так она и поплывет", но вспоминают об этом российские бизнесмены только тогда, когда их "лодка" начинает идти ко дну.

Многие бизнесмены не понимают, что месторасположение офиса и его состояние само по себе является важной составляющей имиджа. Какой образ возникнет в сознании клиентов, если офис компании или магазин, или склад, или ее представительство расположено на узкой улочке в районе, где "кончается асфальт"? Словосочетание "преуспевающая компания" вряд ли здесь уместно. Даже если две компании ничем друг от друга не отличаются, люди все равно захотят иметь дело с той, которая имеет имидж преуспевающей.

Сам по себе бизнес может идти хорошо, но если рядом расположены неопрятные магазины, грязные дворы, строительные площадки и пр., то тень от их непривлекательного имиджа упадет и на благополучную компанию, оказавшуюся здесь потому, что ее владелец не подумал об имидже. Б.Джи пишет: "…Если вы собираетесь открыть офис на грязной, неряшливой улице, куда не заезжают машины, за вами еще до начала деятельности укрепится имидж неудачного предприятия", а значит и имидж владельца будет заметно снижен.

Поэтому, если офис расположен в неудачном месте, а встреча с клиентом там неизбежна, то специалисты рекомендуют в таких случаях, во-первых, разместить на сайте подробную схему проезда, а во-вторых, встретить посетителя на том участке дороги, после которого могут возникнуть сложности с ориентировкой или качеством дороги. В этом случае, клиент оценит уважительное отношение к себе и это проявление вежливости компенсирует недостатки местоположения офиса.

Грани имиджа.

Имидж компании формируется постепенно. Он базируется на ее миссии, концепции, качестве работы компании и корпоративной культуре, а выражается в элементах фирменного стиля, рекламной политике и персональном имидже ее представителей. Положительный имидж компании — это гармоничное сочетание всех составляющих — от корпоративной визитки до персонального имиджа руководителя, от pr-статьи в газете до рекламного щита на улице.

Мария Флетчер

 

 

 

 
Hosted by uCoz