|
|
|
|
|
|
|
Библиотека
Ивана Неплюева
"Избранная
драматургия"
Современная
отечественная драма
С середины 80-х годов прошлого века до настоящего
времени русская драматургия находится в забвении и ничтожестве.
Свои школы не создаются (сообщества выпускников одного вуза
или одного педагога всерьез принимать невозможно), вести о западной
драматургии доносятся лет через 20-30, когда направление уже
на излете. То, что у нас появляется и громко афишируется, это
либо ухудшенное повторение пройденного, заявляющее ныне о себе
благодаря невежеству авторов и продюссеров, которые не знают
ни тенденций глобального драматургического процесса, ни пьес
предшественников, либо еще хуже - результат грубой вкусовщины
и коррупции, когда в списки призеров конкурсов или кандидатов
на "театральные госзаказы" целенаправленно протаскиваются
ученики, родственники, земляки, просто спонтанно понравившиеся
сильным сферы сией. Уполномоченные "гении" гордятся
таким своим правом и качеством: поглядите какой я провидец,
различил физиологическим чутьем настоящее искусство... Драматурги
пишут в стол, надеясь на извечное русское "авось"
или ожидая, как в типовых фильмах советского времени, что появится
вдруг некий "настоящий парень" (высокое должностное
лицо, партийный функционер, брат президента и т. п.) и враз
уберет все препятствия, поддержит, одобрит, сделает мечту реальностью...
В
раздел
отобраны, главным образом, авторы, присылавшие свои произведения
на известные драматургические конкурсы последних двух-трех лет.
Отдельные пьесы этих драматургов, не зависимо от оценок официального
жюри, представляют, на наш взгляд, художественную ценность (критерии:
автор владеет теорией драмы; прослеживается серьезная драматургическая
разработка темы; своеобразие стиля и композиции; индивидуальная
трактовка героев и событий;
язык; наличие интересных мыслей...)
Характерные для сегодняшнего состояния драмы изобилие "чернухи",
сленга, мата, изображение героев в нереальных ситуациях - это
давно уже не новация, а тривиальный шаблон...
Другое.
Критические
замечания по отдельным пьесам, помещенным в в раздел Современная
отечественная драма.
Н. Садур в пьесе "Летчик" повторяет приемы и типажи
французского модерна 70-80 летней давности, а в пьесе "Ехай!"
полужаргонную игру "в непонятку", так популярную в российском
богемном театре конца 60-х - нач. 80-х. А. Обломов в драме "Синичье
озеро" развивает на современном материале чеховские мотивы.
Пьеса "Возчик" В. Калитвянского придумана и написана
хорошо, однако на тему, которая не просто не нова, а еще в конце
80-х годов прошлого века проутюжена вдоль и поперек; произведениями
о злокознях и злодействах ЧК, НКВД, КГБ были забиты редакции всех
журналов и газет; сказать что-то оригинальное здесь очень трудно.
Пьеса "Летим!" Е. Потто - забавная, вполне традиционная
авантюрно-бытовая комедия (почему-то заявленная автором как водевиль),
его пьеса "Физиономия" - модерн, напоминающий местами
позднего Беккета, с галереей "родных рязанских лиц".
Три пьесы - К. Поповский "Следствие по делу о смерти принца
Г.", А. Обломов "Столичный водевиль" (полная версия
- "Женитьба Чубайса"), Д. Г. Наан "Япония синеглазая"
- превышают все разумные пределы по размерам, но мне показались
несомненно интересными: разрабатываемые ракурсы относительно новы,
стиль везде хорош и проходных сцен для такого объема немного.
И. Н.
<
на главную >
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|