|
|
90-ые
годы.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХРОНИКИ, РАССКАЗЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ЗАМЕТКИ, РЕПЛИКИ,
МЕМУАРЫ, ...
Аристарх
Обломов
Рассказ
|
"Фиолетовые
руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине"
В.Брюсов
|
Профиль Лючии
или
этюды в окне припаркованного Лендровера.
< В эпоху дураков и великих потрясений>
Яблоко большое и кислое - подкидываю и по-футбольному, с лету, ударяю
ногой. Яблоко перелетает через пристройку магазина и гулко ударяется
о невидимое препятствие - кто-то из приезжающих за покупками поставил
с той стороны свой автомобиль. Легковые автомобили там ставить нельзя
-площадка техническая, предназначена для разгрузки и погрузки товаров,
но "продвинутые" клиенты все равно ставят. Судя по звуку
-автомобиль крупный. Это может быть БМВ или Волга, иногда там паркуют
Лендровер.
***
В торговом
зале постоянно крутят Шуфутинского: "Киса, киса, киса, спи,
моя Лариса...", "Прекрасная сеньора, сеньорита, ты, как
надежда, мне всегда нужна..." Юлик сменился сегодня утром,
но уходить не хочет, вертится возле меня. Чувствую: не терпится
поделиться сентиментальными настроениями.
Я бы мог сказать: "Юлик, да она перепортит тебе все существование!
Ты знаешь, с кем она жила!? С кем живет!? Наконец, чем живет!? Что
значит "вроде, нормальная"!? Ей надо встряску устраивать
каждый день: приближать, отталкивать, мириться, ссориться, драться...
- ты не сможешь. Надо каждый день пьяным приходить, чтобы она тебя
раздевала, обыскивала, ревновала... - у тебя не получится. Она запрезирает
тебя... Тут одно из двух: либо ты ее в грош не ставишь, скандалишь,
вышвыриваешь... - и она тебя холит, за тебя держится, либо - она
презирает тебя."
***
Я - старший
грузчик 58 магазина. Продавщицы рассказывают, что я был милиционером.
Заведующая знает, что я, как и она, некогда учился в пединституте
на филфаке. Грузчиков-милиционеров в магазине уважают. Не любят
грузчиков-интеллигентов, таких, как Юлик.
"Юликова"
Верка в моей смене. Я поддерживаю за собой реноме умеренно простого,
слегка озабоченного коммерческими делами парня, живущего сторонней
от магазина бурной холостяцкой жизнью, любителя карт, кутежей и
женщин. Верку зажимаю в техкоридоре и провожу рукой от колена до
трусиков. Верке я приятен, но страсти ко мне она не испытывает.
Ее слабость - Борис, опухший и нетрезвый соучредитель с приватизированного
маслозавода. Борис хватает Верку при всех за зад и запускает руку
под халат, туда, где груди; она хохочет и виснет у него на шее.
Сегодня Верка в растройстве: ее посадили за кеги, торговать на улице
пивом на разлив. Пиво теплое - пенится, и чтобы налить кружку, надо
несколько раз сливать пену. Клиенты видят пену и уходят.
Верка восседает, как на трибуне, за полукруглой барной стойкой,
обитой со всех сторон глянцевыми виниловыми листами под дерево;
передние листы снизу треснули и обломились, в дырку видны беспокойные
Веркины ноги в пестрых комнатных тапочках и ярко-желтых носках.
Я сижу за дальним столом летней площадки, дожидаюсь машину с картошкой
и пишу в блокнот. Верка это замечает:
- Ты чего пишешь?
- Письмо любимой женщине, отдыхающей третий месяц с мужем на Капри.
Италия. Там Максим Горький жил. Обрати внимание, эпиграф: "Пусть
же Вам приснится Пальма де Мальорка...."
- Симпатичная?
- Всяких видел выдающихся женщин, но чтоб такую экстравагантную...
В первый раз.
- Если она в Италию ездит, зачем ты ей нужен?
- У меня потенциальные перспективы большие. Цыганка по руке нагадала.
Или генералом стану, или - страшно подумать! - директором большого
продовольственного магазина. Кстати, как правильно написать: Мальорка
или Майорка?
Верка теряет интерес:
- Лучше бы мне шоколадку купил...
- На грузчичью-то зарплату?
- У тебя еще есть.
- Есть то, может, и есть, но там и другие Шахерезады есть.
Верка смуглая, похожа на итальянок с картин Боттичелли. Сеньора
Лючия или, скорее, донна, так как у Верки пролетарское происхождение.
Борис спотыкается
о мои ноги и протягивает потную руку: "смотри у меня".
- Пошел ты...
Садится за фрезер к Верке. Вытаскивает из сетки четвертинку водки,
два окорочка, банку фасоли. Верка расцветает. Зовет меня: "Леньчик,
иди к нам".
- Не хочу, мне еще картошку разгружать, я сегодня один.
- Ну, выпей с нами 75 грамм. Борису много нельзя, он за рулем.
- На броневике? - спрашиваю Борю.
- Ну.
- Он у тебя битый?
- Ну.
- Бензин жрет... Зачем он тебе?
- Лэндровер!
Верка говорила, что Борису не хватает оборотного капитала.
Герберт Кессен пишет: Если бы мне не хватало оборотного капитала,
я бы не жил в такой квартире и не ездил бы в таком автомобиле, я
бы спал в цеху, на соломе, под станком… - я бы все продал и вложил
в производство.
- Продай бампер, - говорю Боре.
- Кому?
- Кому-нибудь.
- На хрена!?
- Оборотный капитал.
Верка наливает себе и Боре, смотрит на меня:
- 75? А?
- 75 грамм много.
- Ну хоть 50. Я с тобой ножкой поделюсь.
- Чьей?
- Вот, Боря, он уморный, - хохочет Верка.
- Картежник, - глубокомысленно говорит Борис, - Продулся, видать.
Ты зам. прокурора Прохорова знал?
- С прокуратурой мало общался. Я не следователь, я - ППСник.
Если бы я стоял рядом, Боря похлопал бы меня по щеке. (Я бы стукнул
его с левой в скулу возле уха, он бы слетел под стол... Потом помирились
бы.)
Боря от меня за три стола.
Боря листает книжку, что лежала перед Веркой.
- Ленчик подарил на день рождения, - говорит Верка, - Он всем книжки
дарит. Ленчик, подпиши, ты обещал.
Подписываю: "Лючии: читай хоть что-нибудь".
Боря: "А чего он тебя Лючией зовет?"
- Потому что похожа на итальянку. Смотри: римский профиль. Нравится?
Сеньора Лючия... "Прекрасная сеньора, сеньорита..." А
глаза?... Я хочу в Италию. Я нигде не была...
Сидят, пьют. Я поднимаюсь из-за своего стола, надо взглянуть, что
там в торговом зале.
- Смотри у меня, - говорит Боря. - К Верке будешь приставать - будешь
иметь дело со мной...
Ссориться не охота. (Если я его ударю в подбородок, снизу, в третьсилы
- будет нокдаун: он дернет головой и на несколько секунд потеряет
сознание.)
- А то смотри, - говорит Боря.
А, может быть, действительно, ему врезать. Удобно сидит. Без размаха
с правой, не резко. Чтобы завалилися боком в кеги и потом долго
вставал среди катающихся бочек, обрывая пуговицы на вздувающемся
от усилий животе...
Изображаю робость:
- Извини, Борис Абрамович... Ты же знаешь, как мы тебе обязаны.
Примерно, как Президенту Ельцину. Если б не ты и не такие, как ты,
то где бы мы, мудаки, были.
Верка говорит:
- Не выебывайся. Не Борис Абрамович, а Борис Алексеевич.
Боря встает, подходит, пытается меня обнять:
- Ты чё!? Обиделся что ль!?
***
... Закрываю
глаза и упираюсь лбом в прохладную темно-зеленую стену. Зеленые
масляные стены и текстурированные под дерево коричневые обивки из
виниловых листов - это гобелены нашей юности. В эти колера было
покрашено и обито все: школьные коридоры и классы, внутренности
больниц, дворцов пионеров, отделений милиции, ЖЭКов, общаг, сельских
и городских клубов; зелено-масляными и текстурированно-коричневыми
были приемные деканатов и нотариальных контор, кабинеты райкомов
комсомола, холлы кинотеатров и гостиниц, прокурорские бани, представительства
Академии Наук, засаленные полуподвалы столовых, тесные комнаты библиотек,
убогие пристройки студий областного телевидения, бараки медвытрезвителей,
заводские конторы, лабиринты бетонных многоэтажек КБ и НИИ...
- Ты не заболел?
- спрашивает заведующая.
- Пойдемте в кино, Клара Ивановна. Сколько лет в кинотеатре не были?
- Ты лично меня приглашаешь или вообще?
- Вас.
- В городе ни одного кинотеатра не осталось.
- В Москву съездим. Четыре часа и там.
- В Москву, в Москву... Как Чеховские сестры... Сто лет прошло,
а все то же...С фотомоделью вон съезди, - показывает на доску объявлений..
Перед кабинетом
заведующей на щите ДВП смонтирован фотостенд с модным политическим
названием "Наш магазин - наш дом". Ко дню работника торговли
заведующая пригласила уличного фотографа, чтобы тот, не отрывая
людей от работы, нащелкал характерных кадров. Продавцы к предложению
сфотографироваться отнеслись настороженно, опасаясь, что это будет
отнесено за счет их зарплаты. Согласилась позировать Верка и два
дежурных грузчика. Грузчики сразу отпали за нефотогеничностью. Впереди
прогресса оказалась Верка. Фотографу понравился ее апеннинский профиль.
Композиции всех снимков построены одинаково: крупным или средним
планом Веркин профиль, за ним, как бы фоном, идут холодильные шкафы,
стеллажи зала самообслуживания, ряды витрин в секциях, прочие производственные
и около производственные виды... Верка на крыльце перед центральным
входом, Верка на эстакаде, Верка взвешивает халву...Античный профиль
Лючии затмил все.
Заведующая офонарела: "Погляди, что он мне принес?! Убить мало!".
Потом успокоилась: " Правду ты говоришь. Никуда не деться -
национальная ментальность".
- Может быть,
снять его? - говорит заведующая.
- ДВП, что ли?
- Стенд этот дурацкий.
- Пусть висит. Все равно лучше ничего нет.
- А с водкой что? Загони кому-нибудь или увези, чтобы на складе
не торчала. Без акцизных марок - ее любой проверяющий сразу увидит.
- Загоню.
- Когда?
- По щучьему велению, по Вашему хотению... через четыре часа сорок
восемь минут.
- Пока картошку не привезут, не уходи.
***
Может ли человек,
социальное положение или статус семейного клана которого позволяет
откладывать каждый месяц пятьсот долларов, приобрести в течении
пяти лет контрольный пакет акций районного ЦУМа, несколько киосков,
ряды на базаре, недорогую квартиру? - Вполне может. .
Может ли другой человек, социальное положение или статус семьи которого
позволяет откладывать каждый месяц в десять раз меньше приобрести
то же самое, хотя бы в срок в десять раз дольше? - Никогда! Простая
арифметика тут не действует. Размеры стартовых взносов дожны быть
сообразны стоимости планов.
Это только новые эко-гении из правительства и жиголо из депутатов
могут убежденно рассказывать, как скоро и легко все разбогатеют:
есть одно яблоко, постарайся продать так, чтобы затем купить две,
продай две - купи четыре..., и богатей до бесконечности. Легенда
о всеведущей "ленинской кухарке", продолжается, только
теперь не на раздольях государственного управления , а на ристалищах
бизнеса.
Коммерческие закономерности имеют свои абсолютные пределы. Для успешного
старта в бизнесе должна быть превышена критическая сумма исходного
взноса. "Нуль" своей исходной имущественной несостоятельности
будешь бесконечно умножать на любые сколь угодно великие коэффициенты
личной квалификации, ума, командного интеллекта- итогом всегда будет
нуль. Чтобы стать миллионером недостаточно продавать и покупать
символические яблоки, надо еще получить наследство от бабушки-миллионерши
в размере критического капитала.
Государство разрешило Боре украсть стартовый капитал в виде приватизированного
маслозавода. Боря мечтает украсть еще мясокомбинат. Это нынче похвально.
От меня с заведующей "бабушка" откупилось несколькими
ящиками некондиционной неоприходованной водки - тоже неплохо, правда,
бизнеса серьезного из этого не создашь. Впрочем - хоть какое-то
стартовое преимущество; другим не досталось вообще ничего.
***
Юлику нравится
Верка.
- Ведь она же не пьет, - говорит Юлик, - Сколько раз тут собирались...
Она не пьет и рано уезжает. А кто из магазиновских еще не пьет?
Может быть, только Вы еще. Помните, когда Вы ее подвозили? Ей ребенка
надо было забрать из гимназии?
- Хорошая женщина, - говорю я, -Самобытная.
Сколько ее знаю, Верка и пила, и флиртовала, как многие другие нестарые
продавщицы. К ней в магазин постоянно кто-нибудь приходил. Были
"настоящие мужчины" из Азербайджана, студенты-палестинцы.
Оценочные планки наших людей смущают... Любят, ненавидят... Почему!?
За что!? Необъяснимо. И всегда неадекватно.
Юлик сопит рядом, мешает работать.
- А почему именно Вы ее подвозили?
- Ступай домой, твоя смена закончилась!
- И, прошу Вас, не называйте ее Лючией. Она - Вера, просто Вера.
Я молчу. Юлик не уходит.
- Она не пьет и серьезная...
- Бесподобная женщина, - говорю я, - А ты, лох, думаешь обеспечить
ей светлое будущее в виде автомобиля запорожского завода и гостинки
с отдельным входом?
- Вы меня обозвали, - говорит Юлик.
- Как? "Лох", что ли? Это тебе, Юлик, комплимент.
- Предупреждаю Вас , я в университете занимался боксом...
- Вот хорошо! У меня, как раз, спарринг-партнера нет. Встань сюда.
Следи за моей правой рукой, на левую не обращай внимания...
Юлик пытается принять стойку и , красиво взмахнув руками, прогнувшись
назад, влетает в зеркало раздевалочного шкафа.
Зеркало не разбивается. Юлик оседает на пол и трет лоб.
- Ну, вот еще…Фу-ты, ну-ты…Нельзя так...
Поднимаю его.
- Чуть больше получилось, - говорю я, - Всего лишь ладошкой в лоб.
Сказал же , следи за правой.
- Вы левой сделали замах, я отвлекся.
- Просил же тебя: следи только за правой. А, вообще-то, извини.
А Верка, конечно, очень милый человек. И жить Вы с нею, наверно,
сможете хорошо. Помнишь, как у Хемингуэя: человека можно уничтожить,
но победить нельзя.
Юлик задумывается.
- Я не вижу аналогии.
- Главная беда, что и я не вижу. Наверно, это из другой темы.
Верку победить
нельзя. Возраст не тот. В эти годы уже не меняются.
- Я ее на концерт Бичевской приглашу, - говорит Юлик.
- "Ель, моя ель, уходящий олень..." Ты оленьи рога когда-нибудь
видел?
- Не понимаю Вас.
- А! Пошел ты!
***
Выхожу на грузовую
площадку покурить. Верка целуется с Борей. Боря задрал ей юбку и
сжимает пятерней ягодицу. Меня заметили. Верка говорит: "Отвернись".
Сажусь на парапет и, свесив на улицу ноги, курю.
Передо мной в полразворота Борина машина -английский пятидверный
джип Лендровер с высоким квадратным салоном. Я курю и сплевываю
перед собой; плевки достают до бампера и до колеса, иногда долетают
до капота, реже до лобового стекла.
За спиной стонет Верка.
- Леха, дай ключ от тарной, - просит Боря.
- Там заведующая, идите в душ.
В душе темно и пол скользкий. Но есть за что держаться. Верка наклонится
и схватится за поперечную трубу холодной воды. Боря одной рукой
будет поддерживать Верку под живот, а второй держать ручку двери,
чтобы никто не вошел. Запора там нет. Да он, в общем то, не нужен.
Когда кто-нибудь моется - слышно, никто не зайдет. А если зайдет,
то преднамеренно. Это - личные отношения. Продавщицы моются - я
не захожу. Кричат: подай то, подай это. Подаю, но все равно не захожу.
А по заднице в коридоре хлопаю всех, кроме заведующей. И точно угадываю,
где под халатом сосок: разговариваю о чем-нибудь, и будто за пуговицу,
- хвать. Отмахиваются: ты что!? А какая-то романтика уже возникает.
Боря через магазин возвращаться не стал, вылез в окно: спрыгнул
на улицу, там не высоко. Верка идет по коридору, улыбается блаженно.
Обнимает меня за талию, прижимается. Стоим так некоторое время.
- Не ласковый ты, - говорит Верка и трется носом о мое плечо.
- Кто из грузчиков дежурит завтра? - говорю я.
- Что?...
- Сергей Макарыч?
- Что?...
- Или Юлик?
- Фу! - Верка слегка отталкивает меня.
- Видимо, Сергей Макарыч.
- "Он уехал прочь на ночной электричке..." - запевает
Верка и пошатываясь идет по коридору подсобки в торговый зал. Ноги
у нее неплохие, даже красивые, как у певицы Апиной. Только белые.
Впрочем, может быть, и у Апиной белые, я ее нормально не видел никогда.
Слышно, как на товарном дворе завелся - громко взвыл и затих - Борин
Лендровер.
Заведующая выглянула из кабинета:
- Что там гудит? Картошку привезли?
- Клара Ивановна, Вас ухажеры на Лендровере катали?
- Каком еще Лендровере?
- Счастье, Клара Ивановна - это, когда катают на Лендровере, а еще
лучше на Кадиллаке.
- Вот ты купишь и покатаешь.
- Заметано. Правда, что надлежит патрициям, не положено плебеям.
- Ты обо мне лично или вообще?
- Вообще, Клара Ивановна. А, может быть, о себе.
- Про водку не забудь.
- Не забуду. Я про нее, Клара Ивановна, и во сне помню.
(Сборник
прозы "Десятая книга", 2000)
|