|
Имидж
бизнесмена — имидж его компании
"…ваш
успех как раз и зависит от того, что думают о вас окружающие. Их
мнение о вас — основа успешного, прибыльного бизнеса".
Бобби Джи, из книги "Имидж фирмы"
Имидж
— это люди, которые Вас оценивают и делятся выводами друг с другом,
это тот образ, который они создают Вам и Вашей компании.
Имидж
многогранен: он начинается с генетических данных и кончается выбором
автомобиля, он выражается в манере общения и проявляется в стиле
работы, он изменяется в лучшую или в худшую сторону в течение всей
жизни и передается по наследству.
В разных
ситуациях человек выражает себя привычным для себя образом: в разговоре
с родителями он один, на деловой встрече — он другой, увольняя секретаршу
— он третий, на романтическом свидании — четвертый. При всем своем
многообразии он основывается на одной реальности — на человеке,
который хочет соответствовать разным ситуациям и чувствовать себя
в них одинаково комфортно. Положительный имидж основан на искренности,
на органичном самовыражении, он базируется на внутренней сути личности.
Негативный имидж возникает тогда, когда человек пытается перестроить
свою личность любой ценой. В таких случаях люди делают и говорят
то, что противоречит их природе, основано на неискреннем отношении,
на внутреннем несогласии. Такой путь чаще всего приводит к полному
поражению — к потере друзей, клиентов, партнеров, денег и т.д.
Отрицательный
имидж создать очень просто.
Однажды
по долгу службы, мне пришлось нанести деловой визит в компанию,
название которой состояло из четырех слов. Схемы проезда на корпоративном
сайте не было. Секретарша по телефону уставшим голосом продиктовала
адрес и бросила трубку. Посмотрев на карту, я поняла, что путь не
близкий. Спустя полтора часа, подъезжая к указанной улице, я вынуждена
была выйти из машины и пройти часть пути пешком, потому что из-за
ремонтных работ движение было перекрыто. Офис фирмы оказался в глубине
двора одного из жилых домов и был расположен на цокольном этаже.
Никакой таблички или указателя не было. Дверь была заперта, и, позвонив
по мобильному телефону, я ждала минут пять, пока секретарша, наконец,
откроет дверь. Офис напоминал склад потерянных вещей. Разноцветная
мебель и оргтехника беспорядочно заполняли несколько проходных комнат.
Лампы дневного света создавали напряженную атмосферу. Пыльные шкафы
и стеллажи, выполнявшие одновременно функцию перегородок, производили
гнетущее впечатление. Казалось, будто фирму выселяют из офиса, а
безнадежная уборщица уволилась еще месяц назад. Многочисленные шнуры
компьютеров были видны повсюду. Мониторы компьютеров будто отвернулись
от меня, и, споткнувшись об шнур какого-то из них, я чуть не упала.
Кабинет
руководителя был крошечным, но выглядел более комфортным, чем другие
комнаты. Солидный господин в дорогом костюме сидел за новеньким
весьма дорогим столом оригинальной конфигурации. На носу блестели
очки в модной оправе. Стены кабинета давно нуждались в косметическом
ремонте. На окнах не было занавесок. Их заменяли неровные куски
фанеры. Через двадцать минут стало ясно, что существующий имидж
фирмы бизнесмена вполне устраивает. Что касается буклетов, визиток
и "прочей ерунды", то их придумали рекламисты, чтобы брать
за это деньги, а стенд на выставке — это условность, и никто не
обращает на цвет и свет никакого внимания. Яркой манерой его поведения
было то, что он постоянно говорил на повышенных тонах, и казалось,
что слово "диалог" для него не существует. Он производил
впечатление человека, которого всю жизнь заставляли молчать, и вот
он, наконец, выговорился в полную силу, срывая накопившееся раздражение
на посетителе…
Так
создается негативный имидж бизнесмена и его компании, и стоит ли
говорить о том, что эта компания недавно развалилась?
Репутация
и имидж.
Специалисты
в области имиджелогии считают, что имидж — это набор стандартов.
Любой человек может контролировать восприятие созданного им образа.
Продавая что-либо, бизнесмен может корректировать имидж в соответствии
с требованиями покупателя. Восприятие клиентами (покупателями, посетителями
стенда и т.д.) компании формирует определенное информационное поле
вокруг фирмы, ее сотрудников и руководства. Положительный имидж
привлекает к фирме новых покупателей, а хорошая репутация гарантирует,
что они будут обращаться в одно и то же место снова и снова.
Например,
бизнесмен владеет хозяйственным магазином, и он продает там лучшую
бельевую веревку по самой низкой цене. У него вообще нет конкурентов.
Об этом известно каждому. Это — репутация.
Однако
в самом магазине царит хаос. Посетители видят грязные полы и неопрятные
прилавки, воздух пронизан неприятным запахом всевозможных средств
для уборки помещений, да и находится он на окраине города. Здесь
уже речь идет об имидже.
Если
бы владелец был монопольным поставщиком бельевой веревки в городе,
то имидж не повлиял бы на размеры прибыли. Однако в городе есть
и другой магазин. Там не только продаются качественные хозяйственные
товары (включая пресловутую веревку), но и в самом магазине полный
порядок. Там чистые полы, красивые витрины, мелодичный звоночек
при входе, бесплатные пакеты, эффектные "шелф-токеры",
улыбающиеся продавцы и многие другие детали, которые делают имидж
магазина привлекательным. На прилавке лежит симпатичный буклет и
корпоративная визитка магазина, а поддерживает созданный имидж эффективная
реклама, которая регулярно информирует покупателей и потенциальных
партнеров о существовании такого "чудо-магазина".
У каждого
свой имидж.
Каждый
человек создает свой собственный имидж. Мы наблюдаем за кем-то и
замечаем, как он одет, грамотно ли говорит, хороший ли он партнер
и т.д. Постепенно складывается определенный образ человека. Какие
возникают чувства, когда мы видим яркий постер, фотографию друга,
панораму города, логотип магазина? Это и есть имидж, и от него зависит,
как мы будем отдыхать, с кем проводить время, где совершать покупки.
Исследования
показали, что, когда у одного человека что-то не ладится, о его
трудностях обязательно узнает минимум 20 человек, формируя вполне
определенный имидж. Специалисты рекомендуют бизнесменам чаще интересоваться,
что думают люди о владельце компании, об ее продукции или услугах.
Репутация бизнеса может пострадать от любой случайности. Если люди
сталкиваются с неаккуратностью, безразличием, некачественными продуктами
или услугами, они обязательно расскажут об этом друзьями и коллегам.
Точно так же распространяется и молва об отличном качестве услуг
и продукции, а значит, и имидж формируется положительный.
Имидж
не просто сопутствует успеху, но и способствует ему. Психологи,
исследующие феномен успеха в бизнесе, усматривают прямую связь между
имиджем человека и его деловой карьерой. Стиль руководства, а значит,
и успех, целиком и полностью зависит от роли, которую берет на себя
бизнесмен, в том случае, когда он действительно стремится превратить
свой имидж в инструмент, способствующий успеху.
Достаточно
десяти секунд…
Российские
бизнесмены часто говорят: "Моя компания не настолько велика,
чтобы думать об ее имидже. Я еще не "SONY" и не "Motorola".
Сначала мы вырастем, а потом подумаем и об имидже".
Однако
проблема как раз в том и состоит, что положительный имидж необходим,
прежде всего, небольшим компаниям и предпринимателям, которые присутствуют
на рынке недавно. Имидж, который разрабатывается с первых дней создания
новой компании, в значительной степени определяет ее репутацию на
перспективу.
Поэтому
огромное значение приобретают мелочи, внешние вещи, потому что именно
они сообщают окружающим, кто этот человек, что у него за бизнес,
и можно ли с ним иметь дело.
Достаточно
десяти секунд, чтобы клиент сделал те или иные выводы о характере,
о надежности и серьезности намерений, основываясь на первом впечатлении,
на первых десяти секундах знакомства. У него совсем нет времени
на длительный анализ своих чувств, особенно когда день расписан
по минутам и еще предстоит много встреч с менеджерами компаний,
так похожих друг на друга.
Невозможно
дважды произвести первое впечатление!
Психологи
утверждают, что первые впечатления о собеседнике воспринимаются
органами всех пяти чувств. Первое впечатление остается надолго,
и пройдет много времени, прежде чем какая-то новая информация изменит
его. Более того, самые первые ощущения могут годами оставаться в
подсознании человека.
При
помощи пяти чувств посетитель оценивает интеллигентность собеседника,
образование, уровень доходов и честность. Молниеносно "собирая
факты", мозг принимает решение — стоит ли иметь дело с этим
бизнесменом или нет. На "обработку сигналов" уходит от
10 до 30 секунд.
Визуальная
информация об имидже самая насыщенная!
Брошюры,
рекламные проспекты, упаковочный материал, офисы и штаб-квартира,
стиль одежды (а в некоторых компаниях — униформа персонала) — все
это составляющие имиджа компании, которые буквально бросаются в
глаза. Именно посредством глаз мозг получает наибольшее количество
"информации к размышлению". Информационное поле создают
всевозможные имиджевые мелочи — от визитки до часов, от булавки
на галстуке до родинки на щеке. Внешний вид всегда используют для
самовыражения, и вот тут-то могут возникать проблемы.
Чаще
всего о руководителе компании (особенно в условиях выставки) судят
по стандартам внешнего вида ее сотрудников, внешний вид которых,
к сожалению, чаще вызывает раздражение у многих клиентов. Имиджмейкеры
отмечают, что единый корпоративный стиль одежды сотрудников не только
выделяет компанию из ряда похожих, но и повышает запоминаемость
торговых марок или услуг этой компании, то есть является серьезным
маркетинговым ходом. Единый корпоративный стиль — это совокупность
имиджевых элементов. Он выражает философию компании, которая объединяет
сотрудников, подчеркивает их единство, целеустремленность и высокий
уровень профессионализма. Поэтому бизнесмену стоит задуматься о
том, чтобы одежда персонала соответствовала сфере деятельности.
Продуманный стиль в одежде сотрудников фирмы может существенно улучшить
ее имидж. В условиях современного бизнеса весьма рискованно придерживаться
исключительно традиционного или сугубо современного имиджа компании.
Однако чем моложе компания, тем увереннее и стабильнее она должна
выглядеть.
При
этом корпоративный стиль — это и коммуникабельность сотрудников,
и поведение, и их настрой, и их самочувствие, и желание работать
в интересах компании, и их единение с главой компании.
Ваши
сотрудники — это тоже Ваш имидж.
Специалисты
рекомендуют лидерам компаний обращать внимание на общее состояние
своих сотрудников. Бизнесмен может выбрать для себя любимого дорогие
часы, модный костюм, эффектный органайзер, эксклюзивную ручку и
даже сделать маникюр, но если у его подчиненных неряшливый вид,
изможденные лица и внешне они выглядят уставшими, то корпоративный
имидж может серьезно пострадать. Таким образом, имидж бизнесмена
— это и имидж его компании, — как говориться: "Короля играет
свита", и когда, например, компания участвует в выставке, то
об имидже руководства посетитель будет судить по его представителям.
Сенсорное
восприятие имиджа: название, слоган, точка на карте города.
Имидж
бизнесмена — это и название его компании, и логотип, и слоган, и
местоположение офиса. Название фирмы и ее слоган — самые заметные
элементы в системе имиджа. Особенно это важно для молодых компаний.
Название и слоган должны четко отражать профиль вашей деятельности,
например: "Джонсон и Джонсон. Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье".
Название
фирмы имеет очевидное воздействие на людей. Чем короче название,
тем сильнее его эффект, например "Kodak", "Puma",
"Sony" и др. Оно должно легко произноситься и быстро запоминаться.
Американские бизнесмены считают название корпораций настолько важным,
что ежегодно, после консультаций с профессионалами, его изменяют
тысячи компаний. В России тоже есть крылатая фраза " Как вы
лодку назовете, так она и поплывет", но вспоминают об этом
российские бизнесмены только тогда, когда их "лодка" начинает
идти ко дну.
Многие
бизнесмены не понимают, что месторасположение офиса и его состояние
само по себе является важной составляющей имиджа. Какой образ возникнет
в сознании клиентов, если офис компании или магазин, или склад,
или ее представительство расположено на узкой улочке в районе, где
"кончается асфальт"? Словосочетание "преуспевающая
компания" вряд ли здесь уместно. Даже если две компании ничем
друг от друга не отличаются, люди все равно захотят иметь дело с
той, которая имеет имидж преуспевающей.
Сам
по себе бизнес может идти хорошо, но если рядом расположены неопрятные
магазины, грязные дворы, строительные площадки и пр., то тень от
их непривлекательного имиджа упадет и на благополучную компанию,
оказавшуюся здесь потому, что ее владелец не подумал об имидже.
Б.Джи пишет: "…Если вы собираетесь открыть офис на грязной,
неряшливой улице, куда не заезжают машины, за вами еще до начала
деятельности укрепится имидж неудачного предприятия", а значит
и имидж владельца будет заметно снижен.
Поэтому,
если офис расположен в неудачном месте, а встреча с клиентом там
неизбежна, то специалисты рекомендуют в таких случаях, во-первых,
разместить на сайте подробную схему проезда, а во-вторых, встретить
посетителя на том участке дороги, после которого могут возникнуть
сложности с ориентировкой или качеством дороги. В этом случае, клиент
оценит уважительное отношение к себе и это проявление вежливости
компенсирует недостатки местоположения офиса.
Грани
имиджа.
Имидж
компании формируется постепенно. Он базируется на ее миссии, концепции,
качестве работы компании и корпоративной культуре, а выражается
в элементах фирменного стиля, рекламной политике и персональном
имидже ее представителей. Положительный имидж компании — это гармоничное
сочетание всех составляющих — от корпоративной визитки до персонального
имиджа руководителя, от pr-статьи в газете до рекламного щита на
улице.
Мария
Флетчер
|