|
| |
|
<все статьи и резюме>
Виды
и содержание налоговых проверок.
Налоговые проверки хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия и правильного отражения данных в финансовой и налоговой
отчетности осуществляют органы ГНС (налоговые инспекции, иногда
налоговая милиция) на основании полномочий, предоставленных Законами
Украины "О погашении обязательств плательщиков налогов перед бюджетами
и государственными целевыми фондами" и "О государственной налоговой
службе".
Виды проверок:
-плановые - полные проверки хозяйственно-финансовой деятельности
за определенный период, о начале которых плательщик уведомляется
за 10 дней (см.У К А З ПРЕЗИДЕНТА УКРАIНИ вiд 23 липня 1998 року
N 817"Про деякi заходи з дерегулювання пiдпри?мницькоi дiяльностi");
-внеплановые - которые могут проводиться незамедлительно,
в любой момент времени, но при наличии мотивированного постановления
руководства налоговой службы относительно предмета проверки и ее
экстренной необходимости (см.У К А З ПРЕЗИДЕНТА УКРАIНИ вiд 23 липня
1998 року N 817"Про деякi заходи з дерегулювання пiдпри?мницькоi
дiяльностi");
-оперативные - осуществляется контроль, главным образом,
за соблюдением правил торговли и наличного оборота ( см. ДПАУ РОЗПОРЯДЖЕННЯ
N 272-р вiд 25.09.98 "Щодо введення в дiю порядку проведення оперативних
перевiрок та розгляду матерiалiв по них");
-камеральные - как правило, без выхода на объект, с исследованием
ограниченного объема документов, подтверждающих хозяйственную операцию,
имеющую статус особого налогового контроля (валютные операции, оборот
подакцизных товаров, институции возврата НДС, встречные проверки).
Особые аспекты проверочной работы.
Служащие ГНС имеют право обследовать любые производственные и офисные
помещения (ДПАУ НАКАЗ N 371 вiд 30.07.98 Про затвердження Порядку
перiодичностi перевiрок та проведення обстеження виробничих, складських,
торговельних та iнших примiщень).
В ходе проверок могут производиться описи и изъятия бухгалтерских
и первичных документов (ДПАУ НАКАЗ N 316 вiд 01.07.98 "Про затвердження
iнструкцii про порядок вилучення посадовими особами органiв державноi
податковоi служби Украiни у пiдпри?мств, установ та органiзацiй
документiв, що свiдчать про приховування (заниження) об'?ктiв оподаткування,
несплату податкiв та iнших платежiв").
Все проверяющие обязаны занести сведения о себе в Журнал регистрации
проверок. Отказ представителя проверяющей группы записаться в Журнал
является основанием не допускать его или всю группу к проведению
проверки.
Итоговый документ.
Налоговые проверки завершаются составлением Акта, констатирующего
и объясняющего недостатки и недоимки, выявленные в ходе проверки
(ДПАУ НАКАЗ 31.01.2003 N 50 "Про затвердження форм актiв перевiрок").
Акт является документом установленной формы и, как правило, бланком
строгой внутренней отчетности в органах ГНС.
Акт подписывается проверяющей группой, руководителем предприятия.
главным бухгалтером предприятия.
В случае отказа представителей предприятия подписать итоговый акт
составляется (служащими ГНС ) дополнительный акт с констатацией
отказа поставить подпись.
Санкции.
Решение по акту выносит руководитель органа налоговой службы или
его заместитель. В комплексе решения налогоплательщику предлагается
погасить недоимку и уплатить один из штрафов, предусмотренных ЗУ
"О погашении обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами".
На бухгалтера и руководителя индивидуально налагается административный
штраф (см. КоАП) .
Оспаривание.
Ненормативные акты налоговых органов могут быть оспорены по ведомственной
линии в порядке, установленном НАКАЗОМ ДПАУ N29 11.12.96 "Про затвердження
Положення про порядок подання та розгляду скарг платникiв податкiв
державними податковими адмiнiстрацiями" или посредством подачи искового
заявления в хозяйственный суд.
А.С.Лепко, отдел налоговых проверок и аудиторских услуг
Источник: наш постоянный партнер сайт "НалогиПлюс"
http://nalogi.mail333.com
|
|
Полные и локальные аудиторские проверки.
В ходе полных аудиторских проверок исследуется
вся хозяйственно-финансовая документация фирмы. В итоге заказчику
выдается официальное аудиторское заключение установленной формы
с подтверждением или неподтверждением данных финансового учета и
отчетности. Кроме этого предоставляется набор аналитических документов
по различным юридическим и учетным вопросам, обусловленный Законом
Украины "Об аудиторской деятельности" и договором на аудиторскую
проверку. Чаще всего - это аудиторский отчет, где аудитор констатирует
обнаруженные ошибки, анализирует степень их серьезности, исходя
из действующего законодательства, указывает на возможные негативные
учетные, экономические и юридические последствия, дает рекомендации
по исправлениям, дополнениям, осстановлениям.
Локальный аудит - это исследования аудитора по
одноу или нескольким вопросам учета, отчетности, документооборота.
Итоговым документом здесь обычно является аналитический отчет, составленный
в ракурсе заданий договора на аудиторскую проверку, и протокол рекомендаций.
Дополнительно могут изготавливаться различные виды внутренней и
внешней документации предприятия-заказчика (например, образцы договоров,
специальных актов приема-передачи, расширенных актов внутренних
ревизий и инвентаризаций, должностные инструкции для различных категорий
работников, отдельных должностей и личностей, служебные регламенты,
технологии делопроизводства, тексты политики бухгалтерского учета).
В практической хозяйственно-финансовой деятельности предприятий
в настоящий момент распространены следующие виды и подвиды аудиторских
услуг:
-Аудиторские проверки с выдачей официального заключения.
Типовые заказчики: предприятия, на которых происходит
смена руководителя или главного бухгалтера; высокотехнологичные
в правовом отношении предприятия, которые стремятся к максимально
точному налоговому и бухгалтерскому учету; предприятия, подающие
заявления в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротсве;акционерные
общества, которые согласно законодательству должны ежегодно подавать
аудиторские подтверждения в Комиссию по ценным бумагам и фондовому
рынку.
-Локальные аудиторские проверки.
Типовые заказчики: предприятия, желающие получить
реальные сведения о состоянии первичной документации и учета по
отдельным операциям и направлениям;высшие органы акционерных обществ,
с целью проверки деятельности исполнительных органов общества и
его структурных подразделений; учредители, участники и акционеры
хозобществ, для уточнения имущественного состояния предприятия,
динамики капитала, характеристики отчуждений и приобретений, по
вопросам дивидендов.
-Дополнительные аудиторские услуги.
Это чаще всего заказы на восстановления и исправления налогового
и бухгалтерского учета, первичных документов, а также договоры на
полное или частичное ведение аудиторской фирмой учета предприятия-заказчика.
Сюда же можно отнести сопровождение аудиторами налоговых проверок
и ревизий, осуществление коррекций бухгалтерского и налогового учета
по ходу этих проверок, составление грамотных справок и мотиваций
по требованию проверяющих, написание нормативно-аргументированных
возражений на действия, акты, решения контролирующих органов, а
также дальнейшее участие в апелляционном и арбитражном оспариваниях
результатов проверок.
Некоторые качественные моменты аудиторской
практики.
Фактически любой учет (даже отсутствующий полностью) может быть
восстановлен с высокой степенью достоверности.
Ошибки бухгалтерского и налогового учета в большинстве случаев могут
быть скорректированы аудиторами и экономическими адвокатами с минимальными
финансовыми потерями и без серьезных юридических (уголовно-правовых)
последствий.
Должностные инструкции, тексты специальных договоров, служебные
регламенты и т.п. обычно заказывают юридическим службам, хотя практика
показывает, что самый скрупулезный контроль-это ревизорско-бухгалтерский,
и лучшие режимно-регламентирующие положения издаются именно структурами,
связанными непосредственно с учетной работой.
В.В. Шенк, отдел налоговых проверок и аудита.
Источник: наш постоянный партнер сайт "НалогиПлюс"
http://nalogi.mail333.com
|
|
ВВЕДЕНИЕ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ.
Уголовно-процессуальные проверки,
то есть проверки законности деятельности и отдельных хозяйственных
операций субъекта предпринимательства, осуществляемые правоохранительными
органами, почти всегда производят неожиданное и ошеломляющее впечатление
на собственников, должностных лиц, рядовых работников.
В замешательство приводит уже стадия первого контакта,
когда в офисе появляется группа настойчивых, жестких людей, которые
запрещают выходить из помещений, звонить, сообщаться друг с другом,
требуют представить служебную документацию и немедленные объяснения
по всем вопросам...
И тогда обнаруживается, что ни директор, ни главный
бухгалтер не знают, как себя правильно вести, какие
у них в настоящей ситуации права, какие обязанности, что они могут
предпринять, что может быть сделано по отношению к ним...
Становятся неочевидными такие ранее казавшиеся
очевидными моменты:
-Должны ли все проверяющие предъявить индивидуальные служебные удостоверения?
Как это должно выглядеть? Можно ли переписать данные из этих удостоверений?
-Должны ли проверяющие иметь направление на проверку? Как оно надлежит
быть оформлено?
-Имеют ли проверяющие право оматривать личные вещи сотрудников?
-Могут ли обыскать помещение и лиц, работающих в нем?
-Может ли директор сообщить о происходящем в адвокатское бюро и
вызвать адвоката?
-Будет ли допущен адвокат на проверяемый объект, если с ним еще
не заключен договор об адвокатской правовой помощи?
-Может ли вообще быть допущен защитник на уголовно-процесуальную
проверку, если в уголовно-процессуальном кодексе записано, что защитник
допускается только со стадии предъявления обвинения?
-Могут ли подвергнуть работника административному задержанию, если
у него при себе не окажется документа, удостоверяющего личность
(паспорта)?
-Должны ли работники предприятия отвечать на вопросы проверяющих?
Считается ли это допросом? Как подобные показания должны оформляться?
-Как реагировать на предложение проехать в отделение милиции и написать
объяснения там?
-Чем может закончится такая поездка в милицию для директора и бухгалтера?
-Может ли быть произведено предварительное задержание (арест) должностных
лиц и рядовых работников предприятия? И как это должно быть оформлено?
-В какие инстанции можно официально оспорить действия проверяющих?
Как это сделать незамедлительно?
-Какова степень ответственности в части документооборота, хозяйственно-правовых
и учетно-финансовых аспектов деятельности предприятия у директора,
главного бухгалтера, бухгалтера, исполнителей среднего и нижнего
звена?
-Может ли быть произведен обыск дома у кого-либо из сотрудников
предприятия?
-Как поступить с текущей деятельностью предприятия? Остановить всю
хозяйственную деятельность до тех пор, пока проверяющие не покинут
объект? Считать недействующим трудовой распорядок дня? Отменить
обеденный перерыв? Считать нормальным коллективное задержание работников
в офисе после окончания рабочего дня?
-... ... ...
-Когда и чем все это заканчится?
-Что означают озвучиваемые проверяющими косвенные обвинения и подозрения?
-Что (сколько) за это полагается?
Уголовно-процессуальные проверки для неподготовленных и плохо подготовившихся
субъектов предпринимательской деятельности - это, во-первых, большой
стресс, для всего штата; ситуация, которая запоминается на всю жизнь.
Во-вторых - это одна из первых стадий уголовного процесса,
что уже само по себе говорит о многом.
Возможности защиты во время уголовно-процессуальных проверок:
1)
Это сложный профессиональный вопрос и неразумно решать его неправовыми
и непрофессиональными методами. Рано или поздно это даст сбой с
серьезными материальными и юридическими последствиями.
2)
Прочитайте внимательно свои Конституционные права. Конституция есть
правовой документ прямого действия.
3)
Проконсультируйтесь предварительно у специалиста по уголовному процессу
в сфере предпринимательской деятельности.* Кстати,
обращение к адвокату - это не не излишество и не констатация несчастного
случая, а признак цивилизованности обратившегося. Слухи о несусветных
тарифах- не больше, чем легенды < см., в частности, прайс-листы
сайта - это типовые, распространенные расценки, которые в процессе
согласований можно еще снизить>. Последствия пренебрежения квалифицированной
правовой помощью испытали на себе многие предприятия и их действующие
лица; на месте некогда процветающих избыточных оазисов - ныне руины.
4)
Серьезную (а часто - решающую) помощь могут оказать учебно-семинарские
циклы (лекции и тренинги), проводимые для хозяйствующих субъектов
с примерно следующей тематикой: "Специальные знания, уголовная статистика,
организационные и правовые меры по созданию на предприятии комплексной
системы защиты бизнеса, предпринимателя, должностных лиц и исполнителей".**
Е.Д.Потапов, адвокат.
ПРИМЕЧАНИЯ (admin):
* <в том числе в Группе "НАЛОГИ-УЧЕТ-ПРОВЕРКИ":
E-mail: antifiskal@ukr.net
или antifiskal@list.ru,
отдел адвокатуры>.
**<примерное содержание учебно-семинарских циклов Группы
"НАЛОГИ-УЧЕТ-ПРОВЕРКИ" приводится здесь, в Приложении 1>
Приложение 1.
Уголовно-процессуальные
проверки субъектов предпринимательской деятельности.
Возможности защиты при уголовно-процессуальных проверках
(план лекционно-семинарского цикла).
1. Причины
и поводы для уголовно-процессуальных проверок предприятий и предпринимателей.
2. Правовой статус, внутренняя структура
и схема взаимодействия и поддержки подразделений и органов, проводящих
уголовно-процессуальные проверки.
3. Суть и содержание уголовно-процессуальных
проверок. Нормативные рамки и ограничения.
1) Уголовно-процессуальные проверки,
проводимые ГНИ и налоговой милицией.
2) Уголовно-процессуальные проверки,
проводимые отделами БЭП.
3) Уголовно-процессуальные проверки,
проводимые прокуратурой.
4) Сложившаяся практика.
5) Общие и частные нормативные
ограничения.
а. Конституционные, общеправовые
и международные.
б. По законодательству о ГНС
и Налоговой милиции.
в. По законодательству об оперативно-розыскной
деятельности.
г. По законодательству о милиции.
д. По законодательству о прокуратуре.
4. Типичные стадии уголовно-процессуальных
проверок. Обзор.
5. Организация квалифицированной защиты.
Общая схема.
6. Организация квалифицированной защиты
на предварительной стадии, когда уголовно-процессуальная проверка
еще не началась, но есть основания для ее проведения или наличествуют
признаки подготовительных действий.
7. Стадия предварительной проверки
сведений.
1) Содержание стадии (документально-исследовательский
вариант, оперативно-розыскные мероприятия, др.).
2) Возможности защиты.
8. Стадия 'первого контакта'.
1) Типичное содержание стадии
'первого контакта'; задачи, решаемые сторонами.
2) Проблема допуска-недопуска
к проверке. Уклонение или официальный отказ от проверки.
3) Личности проверящих и сопроводительные
документы.
4) Правовые статусы руководителей,
специалистов и рабочих проверяемого субъекта. Позволительные
и недопустимые ограничения.
5) Доводы и контрдоводы. Провокация
и контрпровокация.
6) Специальные меры и средства.
а) Обследование производственных
и офисных помещений.
б) Опись и изъятие первичной
и бухгалтерской документации.
в) Понятые.
г) Проблема ограничения передвижений
и телефонных контактов.
д) Личный досмотр.
е) Выемка документов и ТМЦ.
7) Время начала и время окончания
первого проверочного дня.
8) Схемы оптимального поведения;
методы и приемы защиты на стадии 'первого контакта'.
9) Последующее обжалование действий
проверяющих.
9. Стадия исследования материалов перед
принятием решения о дальнейшем движении дела.
1) Содержание стадии .
2) Возможности защиты
10. Стадия возбуждения уголовного дела.
1) Содержание стадии .
2) Возможности защиты
11. Стадия предъявления обвинения.
1) Содержание стадии .
2) Возможности защиты
12. Создание системы квалифицированной
защиты на предприятии.
13. Рассмотрение и анализ реальных
ситуаций. Апелляционная, адвокатская и судебная практика.
14. Ответы на вопросы; экспресс-разработка
индивидуальных ситуаций.
Источник: наш постоянный партнер сайт "НалогиПлюс"
http://nalogi.mail333.com
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|