|
<все статьи и резюме>
:::
Издревле до наших дней... :::
История ювелирной эмали напрямую связана с возникновением
и развитием стеклоделия. Люди научились варить стекло в чистом виде
и делать из него полностью стеклянные изделия более, чем три тысячи
лет до нашей эры.
В Месопотамии археологи нашли бусы из непрозрачного
стекла, относящиеся к 2450 г. до н. э. В древнем письменном источнике,
Средневавилонском тексте, датируемом XVII в. до н.э., содержится
упоминание о рецептах стекла и глазурей.
Первые стеклянные сосуды появились в Финикии и Египте
не позднее XV в. до н.э.; фараону Тутмосу III, в качестве подати
и в знак особого расположения, вассалы и правители других стран
присылали "плавленный камень", "искусственный лазурит",
мелкие сосуды.
Примерно к тому же времени относится обнаруженная
археологами древнеегипетская стеклоделательная мастерская в Тель-Эль-Амарне.
В мастерской были найдены остатки стеклоплавильных тиглей. Плавку
стекла вели в два приема. Вначале шихту спекали, извлекали из нее
куски остеклованного материала, которые затем плавили вновь. В маленьких
тигелях диаметром 5-7 см спекшийся субстрат доводился до окончательного
стеклообразного состояния.
В VII - VI в до н.э. центром стеклоделия была Месопотамия;
здесь, по всей видимости, умели уже строить стекловаренные печи.
Стекло получали посредством спекания при высокой температуре
сырья, содержащего кремнезем, известняк, щелочные соединения.Так
как в чистом виде этих химикатов тогда не существовало, применяли
доступные местные природные запасы: золу морских водорослей и прибрежных
растений (углекислый натрий), морские раковины (углекислый кальций),
речной песок. Высоко ценился стеклобой. В Древней Руси, где много
было леса, углекислый натрий брали из золы осины, клена, березы,
дуба; использовали золу ржаной соломы.
Первоначально, когда стекло было редкостью, изделия
из него уже сами по себе представляли предмет украшения и не нуждались
в дополнительном декоративном оформлении, тем более в таком непростом
в технологическом плане, как декорирование стеклом по стеклу. То
есть о цветных, более легкоплавких стеклах, прообразах сегодняшних
ювелирных эмалей, речи первоначально не шло. Однако уже в I в. н.э.
в бывших греческих городах-полисах встречаются стеклянные изделия
(прозрачного чистого стекла тогда не умели получать, и изготавливаемые
предметы из непрозрачного темно-синего, темно-зелного или коричневого
стекла были сильно похожи на керамику) с тонкой росписью эмалевыми
красками.
На Руси древнейшие изделия с применением эмали относятся
к III-V в. н.э. (Приокские районы, Приднепровье, бассейн Десны)
- археологи обнаружили образцы выемчатой эмали по меди. Перегородчатая
эмаль по золоту и серебру появилась на Руси в XI-XII веках. Техники
эмалевой росписи и живописи развились на Руси лишь несколько столетий
спустя.
Техники и технологии художественных эмалевых покрытий,
а особенно росписи и живописи по стеклу и эмали, как вид декора,
на протяжении всей своей истории многократно возникали в оригинальном
виде, развивались, претерпевали расцвет, затем полностью утрачивались
и вновь возобновлялись в тех же или других центрах искусства и ремесел.
В 1683 году богемский плавильщик Михаил Мюллер впервые
сварил прочное и, главное, прозрачное стекло. Отсюда пошло постепенное
внедрение стекла в быт в том виде, в котором мы к нему привыкли.
Сравнительно дешевое прозрачное стекло явило собой
прекрасный исходный материал для производства художественных цветных
стекол широкой палитры, смальт, собственно эмалей, в том числе в
России. М.В. Ломоносов и его ученики в середине XVIII ввели своего
рода программу планомерного развития стекольного дела в государстве,
на научной основе, и воплотили эту идею на ряде заводов. Ломоносовские
идеи, однако, не прижились в такой степени, чтобы превратить обильную
сырьем и мастерами империю в серьезного поставщика на европейский
рынок художественного фарфора, хрусталя, стекляруса, мозаичных смальт,
произведений эмалевой живописи. Качественный уровень эмалей и эмалевых
красок, выпускаемых местными заводами тогда (и сейчас!), по многим
показателям оказывался хуже, нежели продукция аналогичных заводов
в Европе. Художники-декораторы, ювелиры-творцы, мастера народных
промыслов вынуждены были испокон веку сами изготовливать эмалевую
массу для своих изделий. Но так как каждый мастер и каждая школа
держат свои рецепты в секрете, путь нового творца к художественному
совершенству здесь столь же тернист и неисповедим, как и несколько
веков назад.
Источник: сайт http://em-fi.narod.ru
|