Рекомендуем:

Секреты умелого руководителя

Как побеждать стресс

Учеба для бизнесмена и руководителя

Нестандартный дизайн дома и квартиры

 

 

 

Наши партнеры:

em-fi-kursi.narod.ru
смальтовая мозаика, эмальерный декор и филигрань

 

на главную   

 

 

Профессиональное образование

Имидж делового человека

 

Книжный магазин.
Книги по темам сайта

 
 
 
 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
 СВЕТСКИЙ ЭТИКЕТ
 САМ СЕБЕ ДОКТОР
 божественное ВИНОПИТИЕ
 С КОМПЬЮТЕРОМ НА "ТЫ"
 ОФИС. РАБОТА. УМЕНИЕ
 ВНЕШНИЙ ВИД, ОДЕЖДА
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 



Если работа - волк
Михаил Завалов

На работу надо ходить как на праздник. Деловой костюм и ежедневный маршрут от дома до офиса должен ассоциироваться у тебя с пением птиц, воздушными шариками, фейерверками и народными гуляниями: Не надо звереть, дочитай до конца.

Работе свойственно быть постылой - этот закон давным-давно открыли психологи, и они же дают советы, как с этим негативом бороться. Шариков и фейерверков не обещаем, но тошнить будет меньше. А глядишь, и совсем перестанет.

Почему одни быстро набирают высоту в десять тысяч каких-нибудь безусловных единиц, а другие так и проводят все свое рабочее время на автопилоте и одном сопле? Неужели мало топлива? Не совсем, но похоже.

Специалисты придумали красивый термин «синдром выгорания». Он объясняет, почему в начале все было хорошо, но со временем пошло хуже и хуже. Не нам тебе рассказывать, что вместе с тобой работают прекрасные люди, идеи бьют ключом, а заботливое начальство осыпает сотрудников золотым дождем поощрений и бонусов. Ты и сам все это знал еще пару лет назад. Работал как зверь, звонил шефу по ночам с блестящими замыслами, распугал всех друзей беспрерывными разговорами на служебные темы, и все у тебя в жизни получалось замечательно. Ну и где же все это теперь? Работы меньше не стало, но праздники случаются только в те дни, когда удается о ней забыть.

ГРУППЫ РИСКА

» Стать жертвой синдрома выгорания может каждый. Но от некоторых субъектов этого можно ожидать с высокой степенью вероятности. Ответь, согласен ли ты со следующими утверждениями?

1. Ты считаешь себя высококвалифицированным специалистом.
2. Ты занимаешь нынешнюю должность дольше года, но не более пяти лет.
3. Ты живешь один.
4. У тебя нет никакого хобби.
5. Когда ты поступал на эту работу, она тебе очень нравилась.
6. Ты никогда не думал о перемене специальности.
7. Ты почти или полностью удовлетворен своим уровнем доходов.

Если ты согласен с четырьмя утверждениями или более - риск выгорания достаточно высок.

Выгорание вызывают объективные факторы, которые грамотный специалист-психолог легко распознает, проведя пару рабочих дней в твоем офисе. Это может быть неудобное рабочее место, проблемы в отношениях с коллегами, перегрузка, избыток ответственности, однообразие и еще несколько дюжин разных проблем. А в результате возникают симптомы, с которыми разбираться будут уже не только психологи, но и обычный участковый терапевт (а в худшем случае палатный врач или инспектор биржи труда). Обычные следствия выгорания - повышенная утомляемость, снижение работоспособности, бессонница, частые простуды, желудочные расстройства, потеря интереса к сексу или рост интереса к армянскому коньяку. Наконец - парадоксально - панический страх потерять эту самую постылую работу (пациент чувствует, что с работой у него нелюбовь взаимная, но искать лучшую долю мешает отсутствие веры в себя).

Реальная жизнь неизмеримо сложна, и свои проблемы каждому придется анализировать в одиночку (можно привлечь пару-тройку докторов психологических наук, просто так, для компании). Но скорее всего, в основе проблемы лежит коктейль из нескольких (или всех) типичных сценариев выгорания.

1 У МЕНЯ НАКОПИЛАСЬ КУЧА ДЕЛ

Завалы на твоем столе напоминают географический ландшафт повышенной холмистости. С Джомолунгмой коробок из-под пиццы, Ниагарой разлитого кофе и Клинско-Дмитровской грядой служебных бумаг. Как только будет время, обязательно наведешь порядок. Так, по крайней мере, ты обещал себе в письменном виде - в ежедневнике за 1999 год. Новое тысячелетие уже в разгаре, а времени так и не нашлось.

Что делать Специалисты по организации труда открыли так называемый закон «80/20»: 80% результатов мы получаем за счет 20% затраченных усилий. Остальные силы тратятся ради жалких 20%, причем кое-что вообще разбазаривается впустую. Это значит, что можно сократить рабочий день в пять раз, а результативность снизится очень незначительно. В освободившееся время сядь и задумайся: почему такая уйма сил летит псу под хвост? Изучи свои самые «действенные действия» и применяй эту тактику повсеместно. Попробуй, например, разделить все дела на три категории:

  • срочные (20%) - без дураков: сделать во что бы то ни стало
  • приоритетные (не более 60%) - делать в первую очередь, когда нет срочных;
  • все остальные - делать, если будет время.

И еще. Утро нового дня начинай с самого мерзкого и неинтересного дела. По меткому выражению известного писателя, «если хочешь из легкой работы сделать трудную - откладывай ее».

2 МОЮ РАБОТУ МОГ БЫ ВЫПОЛНИТЬ ДРЕССИРОВАННЫЙ ОРАНГУТАН

Ну, может, орангутану и слабо, но для человека с двумя высшими образованиями и дипломом МБА тут точно негде развернуться. В общем, ты перерос свою работу.

Что делать Ты способен на большее, но поскольку ты хорошо выполняешь свою маленькую задачу, никому не интересно продвигать тебя дальше. Это еще не самое скверное: беда в том, что эту маленькую задачу ты со временем будешь выполнять все хуже и хуже, потому что скука, стресс и неудовлетворенность собой снижают работоспособность. Надо срочно освежить среду обитания. Попробуй ввязаться в новый проект или освоить смежную специальность. Имеет смысл поговорить об этом с боссом - в крупных компаниях существует практика ротации персонала. Когда ты придешь в кабинет начальника и объявишь ему о своей решимости не возвращаться на прежнее рабочее место, в его интересах будет придумать подходящую альтернативу. Если же твоя карьера явно в тупике, немедленно беги.

3 ОТ МЕНЯ ТРЕБУЮТ СЛИШКОМ МНОГОГО

Начальство явно издевается и ожидает от тебя нечеловеческих результатов. Сначала ты относился к этому как к испытанию на прочность, но невозможно каждый день прыгать выше собственной головы.

Что делать Такую ситуацию понять сложнее, чем предыдущую, потому что это неприятно. Но лучше уж признать реальность: тебе не хватает знаний и навыков для выполнения своей задачи. Это очень типичная ситуация - поощрением за хорошую работу обычно является повышение в должности. Поэтому человек двигается вверх по карьерной лестнице до тех пор, пока не достигнет своего уровня некомпетентности, и там уже намертво застревает до пенсии. Если тебе до пенсии далеко, надо срочно учиться, повышать свой профессионализм или: бежать. Никакая огромная зарплата не окупает ежедневный стресс и растущее недовольство собой. У каждого профессионала есть свой потолок, но очень глупо ежедневно биться об него собственным темечком.

4 ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ КАК ЛУЧШЕ, НО НЕ ХВАТАЕТ СИЛ

Иногда ты с завистью наблюдаешь из окна офиса за бригадой землекопов. Когда траншея отрыта, все собирают лопаты и уходят - ни добавить, ни убавить. А тебя все время гнетет мысль: еще бы хоть пару часов поработать, и этот годовой отчет было бы не стыдно включать в полное собрание сочинений...

Что делать Перфекционизм - вовсе не невинное чудачество, а серьезная проблема, погубившая множество обещающих карьер. Плоды твоей работы удовлетворяют всем требованиям, кроме твоих собственных, в итоге растет недовольство собой и карьерой, ты тратишь на служебные обязанности все больше времени, а результаты незаметны (тут опять же вступает в силу закон «80/20»). Попробуй убедить себя в том, что твоя ценность как личности вовсе не определяется ростом продаж картофелечисток и безукоризненным стилем ежеквартальных отчетов об успехах этого начинания. Для тренировки правильной жизненной перспективы заставь себя сделать в этих отчетах 2-3 отвратительные ошибки. На следующее утро убедись, что солнце встало точно по расписанию и даже продажи картофелечисток снизились всего на 0,733%.

5 Я ЗА ВСЕ ОТВЕЧАЮ, НО НИЧЕГО НЕ РЕШАЮ

Невозможно предположить, что сулит тебе новый рабочий день. Отправят замещать босса на переговорах в Париже? Заставят мыть пол в приемной и покупать сухой корм для канарейки главного бухгалтера? Начальство охотно перекладывает на тебя всю ответственность, но при этом не желает делиться ни властью, ни статусом, ни зарплатой.

Что делать На работе у тебя есть обязанности и роли. Обязанности должны четко оговариваться при вступлении в должность. Роли нигде не записаны, но в твоих интересах уяснить их заранее. Потому что в противном случае они могут вступить в конфликт между собой. Классический пример: ты отвечаешь за всю деятельность конторы (такая сложилась роль - практически заместитель босса), но не вправе принимать никакие окончательные решения (по штатному расписанию, ты - младший исполнитель). Если ситуация именно такова, вызови босса на разговор и побуди его определить сферу твоей компетенции и ответственности. По крайней мере, заручись правом на время переговоров в Париже лично перепоручать покупку канареечного корма другому высокооплачиваемому специалисту.

6 БЕЗ МЕНЯ ВСЕ РУХНЕТ

С одной стороны, конечно, гори оно все синим огнем. С другой стороны, жалко, если в этом голубоватом пламени сгорит зарплата. А ведь сгорит наверняка - все в конторе уже давно держится на твоем неоценимом трудовом вкладе. Приходится пахать без выходных, преодолевая переутомление, презрение к бездарным коллегам и рвотные позывы.

Что делать Сверхурочные работы допускаются только ради срочных дел и только в том случае, если за фиксированное время гарантировано достижение поставленной цели. Уходя с работы, немедленно и начисто забывай о ней до утра, до понедельника или до после отпуска. А если до отпуска далеко, попробуй заболеть. Просто для эксперимента. Во-первых, у тебя будет шанс трезво оценить собственную незаменимость (извини, конечно, но часто это просто миф, выдуманный твоей слабеющей самооценкой). Во-вторых, у твоих коллег будет шанс убедиться в собственном убожестве, твоей гениальности и реальной необходимости спасать положение. Им ведь тоже жалко своей зарплаты, так что могут один-единственный раз расстараться. А потом выздоравливай и иди пожинать сладкие плоды.

7 МОИХ УСПЕХОВ НЕ ЗАМЕЧАЮТ

Без всех этих дипломов «За отвагу при взятии дедлайна» и «За победу над заказчиком» ты вполне можешь обойтись. И все-таки хочется, чтобы похвалили. Или хоть стимулировали материально.

VIP-СЕКЦИЯ

» Если ты сам уже давно начальник, извини за покровительственный тон этой статьи, мы просто не знали. Специально на этот случай включаем особый раздел для боссов. Во-первых, если твои подчиненные горят на работе, в этом есть доля твоей вины. Во-вторых, сам-то ты тоже человек и не заметишь, как выгоришь дотла. Вот несколько простых советов.

  • Похвалы Не растрачивай их впустую. Хвали только в том случае, если сделано что-то действительно ценное. Выигрыш в стрип-покер по локальной сети к таковым поступкам не относится. Если тебе кажется, что подвиг не тянет на доску почета, ограничься «спасибо». Для дистанционных благодарностей чаще используй электронную почту или эсэмэски, а не виси на телефоне.
  • Дедлайн Когда перед твоей группой стоит какая-то задача, обсуди пути ее решения на общем собрании. И обязательно обозначь срок выполнения, который удовлетворял бы каждого (в первую очередь, тебя). А потом регулярно справляйся, не выбивается ли кто-нибудь из графика.
  • Гласность Если хочешь, чтобы команда работала слаженно, вовлекай в процесс одиночек. Когда возможно, говори персонально с каждым, чтобы все осознали важность дела.
  • Вечеринка Порази свою команду, сделай им приятный сюрприз. Можешь быть уверен, они ответят тем же. По крайней мере, совестливое большинство. Устрой внеплановый фуршет, раздай всем билеты на футбол или закупи партию шоколадных зайцев для детей сотрудниц. Репутация человеколюбца стоит совсем недорого.
  • Ответственность Кто-то работает без огонька? Дай ему индивидуальное ответственное задание, с которым он должен будет не только справиться, но и потом презентовать его всей группе.
  • Ротация Почаще меняй состав подразделений. Когда в устоявшуюся группу помещают новичков, это вызывает общий подъем рабочего настроения. Еще бы, теперь у твоих подчиненных есть на ком отыграться. Психологи выяснили, что даже незначительные внешние перемены способны усилить мотивацию. Например, если в устоявшейся группе сменить названия должностей, а обязанности оставить прежние, люди начинают работать лучше.
  • Участие Работай наравне с командой. Этим ты задашь им положительный пример. Кроме того, если часть общего дела будешь выполнять ты сам, будет гарантия, что хотя бы с этой частью в итоге не возникнет проблем.

Что делать Конечно, кричать о своих успехах не стоит, но вот громко разговаривать очень даже можно. Упоминай свои удачи мимоходом на всех совещаниях, в кругу коллег и во время обеденного перерыва. Следует соблюдать осторожность с местоимениями. Когда ты говоришь «мы», начальству кажется, что ты пытаешься присвоить успехи коллектива или спрятаться за чужой спиной. «Я» тоже нельзя - где командный дух? Остается сочетать в идеальной пропорции: «Мы решили передвинуть ксерокс, и я уронил его себе на ногу» - сразу ясно, кто всех вдохновлял и жертвовал собой ради товарищей. Поднять тебя в глазах босса может любая случайно оброненная фраза. Даже если просто сказать буфетчику: «А еще я по запаху могу определить, какой породы был при жизни наш бефстроганов». Рано или поздно информация просочится в кабинеты руководства.

8 Я НЕ МОГУ ВИДЕТЬ ЭТИ ЛИЦА

Работа интересная, начальство ценит, зарплата большая. Попробовали бы они платить меньше за то, что ты каждый день просиживаешь восемь часов в этом гадюшнике!

Что делать У синдрома выгорания есть одна опасная черта. Тебя раздражает работа - поэтому тебе все тяжелее общаться с коллегами - поэтому ты все более одинок и раздражен, а общаться хочется все меньше. Это порочный круг, который надо разорвать. Другие люди тут очень даже важны. Культивируй дружбу и сотрудничество, хотя бы через силу. Проси помощи. Научись перекладывать свое бремя на других изящно, чтобы сделать им приятное: «У тебя отличное дизайнерское чутье - не мог бы ты расставить стулья перед приходом заказчиков?» А если за время совместной работы накопились личные претензии, постарайся найти повод и провентилировать вопрос вслух. Возможно, выйдет скандал, драка или слезный катарсис - в любом случае выяснение отношений пойдет на пользу общему делу и карьере. Чтобы атмосфера взаимной ненависти больше никогда не отравляла твою жизнь, постарайся найти на работе уютный уголок, где тебя никто не видит, и беги туда при очередном наплыве нелюбви к ближним (туалетная кабинка - аварийный вариант). По мнению психологов, сотрудники, постоянно работающие с людьми, должны обязательно иметь возможность уединиться в разгаре рабочего дня и пользоваться этой возможностью минимум каждые три часа.

9 Я НЕ МОГУ ВИДЕТЬ ЭТИ СТЕНЫ

А с некоторых пор и потолок, куда все чаще приходится устремлять тоскующий взгляд. Потому что твой чисто прибранный стол, политые цветы и сувенирный чернильный прибор тебе за эти годы как-то примелькались.

Что делать Если возле оранжевой кормушки кролика несколько раз шарахнет электрическим током, животное станет настороженно относиться к оранжевому цвету. Если в самом эргономичном офисе смышленого менеджера ежемесячно подгонять дедлайном или наказывать рублем, он подсознательно сделает свои выводы и не станет ждать от этого интерьера ничего хорошего. Чтобы избавиться от привычного негатива, почаще вноси изменения в окружающую среду. Лучше смешные и по возможности креативные. Повесь над столом плакат «Обожаю сверхурочные!» Купи на свои деньги забавную настольную лампу, заведи мягкую игрушку, установи на компьютере новый скринсейвер. Иногда для счастья достаточно сущего пустяка.

Источник: www.menshealth.com.ru

 

 

Hosted by uCoz